• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Иван Слободяник: Правительство мало интересует судьба украинского фермера
    Опубликовано: 2016-02-05 18:30:00

    На середину февраля запланирован пересмотр бюджета Украины на 2016 год. Учитывая изменения в Налоговый кодекс, рассчитывать аграриям на прямое финансирование не стоит. Как выживать фермерам в 2016 году? Где одалживать средства на развитие? Об этом AgroPolit.com расспросил генерального директора Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств Ивана Слободяника, который недавно вернулся из рабочего визита от польских коллег. В ходе разговора он сообщил, что удалось договориться о привлечении дополнительных 100 млн евро под 0,3% кредитных средств. Однако последнее слово в этом сотрудничестве будет зависеть от министра аграрной политики, вероятно уже нового ...

    - В каком состоянии вы получили Укргосфонда? Что успели сделать в 2015 году?

    - Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств - это бюджетная организация, работающая согласно действующим программам в рамках существующего финансирования. Мы работаем по одной общей системе - возвратной финансовой помощи. Фонд имеет всего две статьи расходов - на содержание и предоставление беспроцентных кредитов фермерским хозяйствам.

    Укргосфонд был организацией без позиции и роли, хотя, согласно Закону «О фермерских хозяйствах», он должен реализовывать государственную политику по поддержке фермерства. Ключовую задачу удалось выполнить, - обеспечить оперативное и прозрачное распределение средств для крестьян. Впервые за историю существования в прошлом году всех победителей конкурса, членов комиссий, образцы документов и результаты были выставлены публично на нашем сайте. Также я считал, что должна быть налажена прямая коммуникация с фермерами - удалось восстановить нормальные отношения с Ассоциацией фермеров и частных землевладельцев, которую возглавляет Иван Томич. Включились и в «формирование повестки дня» законодательных инициатив, работая с депутатами профильного комитета.

    Фермеру необходимо выполнить целый «квест» департаментами Минагрополитики, чтобы получить государственную поддержку именно для определенного вида бизнеса. В европейской практике такого беспорядка нет. Укргосфонд был организацией без позиции и роли, хотя, согласно Закону «О фермерских хозяйствах», он должен реализовывать государственную политику по поддержке фермерства. Кроме этого, основным направлением в будущем вижу создание на базе Фонда платежного агентства , которое бы объединяло и упрощало процедуру получения кредитов фермерами. Пока существующий механизм подачи заявок слишком сложный, фермеру необходимо выполнить целый «квест» департаментами Минагрополитики, чтобы получить государственную поддержку именно для определенного вида бизнеса. В европейской практике такого беспорядка нет. Очевидно, что многие из этих программ писались как под определенных производителей, так и под определенных чиновников. В ЕС министерство разрабатывает программы поддержки, определяет приоритеты. Все выплаты осуществляет специализированное учреждение сервисного типа - платежное агентство. В больших странах их может быть несколько и даже возможно двойное подчинение нескольким министерствам (в нашем случае это могли бы быть Минагрополитики, Мининфраструктуры, Минэкологии). Платежное агентство - это не просто новомодноя название. Это структура, которая проходит специальную аккредитацию в Комиссии ЕС. На его создание уходит от 1,5 до трех лет. Мы этот процесс только начинаем - по изучению литовского, польского и голландского опыта с привлечением их специалистов к нашей реорганизации. В феврале подаем заявку на создание консорциума консультантов из этих стран и начнем интенсивную роботу.

    - Не кажется ли вам, что создание такого агентства на базе Фонда вызовет сомнения у европейских партнеров и это скажется на инвестировании, так как для них важна прозрачность и определенность правил? Может здесь возникнуть коррупционная составляющая? Не будет ли это похоже на фиктивное агентство для вывода бюджетных средств?

    - На самом деле неважно, будет структура на базе Фонда или новое учреждение. У нас есть всеукраинская сеть и определенный опыт. Укргосфонд более всего подобный платежному агентству. В начале работы такие сомнения были, но после определенных шагов на прозрачность и открытость - исчезли. Но, опять же, совершенно не важно на базе чего это будет - главное соблюсти в создании структуры принцип «четырех глаз»: одни работники регистрируют документы, другие - принимают решение, третьи - платят, четвертые - контролируют. Эти принципы должны быть отражены в организационной структуре платежного агентства и должностных обязанностях и прописанных процедурах. В этом и заключается целесообразность создания такого агентства - максимально исключить коррупционные составляющие.

    Наша задача сейчас - создать единую систему предоставления сервисов и кредитов для украинского фермера. Чтобы всю необходимую информацию и документы он мог получить в одном месте. Это комплексная работа, и мы поэтапно переформатируем Укргосфонд в такое платежное агентство европейского типа. В случае вступления Украины в Евросоюз никто не будет выделять средства для поддержки фермеров без него.

    - Какая сумма выделялась Фонду из бюджета Украины в прошлом году?

    - В 2015 году было выделено 25,6 тыс. грн. Вся сумма распределена: Фонд выдал кредиты 158 фермерским хозяйствам. В стране более 40 тыс. фермерских хозяйств, поэтому выделенные средства при нынешнем курсе доллара - просто смешные.

    - Сколько Фонд получит на 2016 год?

    - Мы закладывали в государственный бюджет пополнения на 50 млн грн, так же просили правительство выделить из спецфонда саккумулированные средства возвращенных  кредитов Укргосфонду в прошлом году. Это 58 млн грн. Однако, то, что записано в бюджете - это 15 млн грн. Выходит еще меньше, чем в прошлом году. Мы оказались в такой ситуации: с одной стороны есть амбициозные планы, с другой - на это нет средств. Как государственная структура Укргосфонд не является прибыльным, мы работаем за счет выделенных средств из специального фонда и возвращенных фермерами кредитов.

    - Есть ли какие негосударственные средства поддержки фермеров?

    - Безусловно. Существует много донорских проектов, однако они не носят системный характер для развития сельских территорий. Один из них - «Добробут громад» по созданию семейных ферм в молочном производстве. В прошлом году на этот проект было предусмотрено около 1,5 млн. доларов. Существует еще канадский проект по развитию зерновых кооперативов. Остальные же в основном имеют консалтинговый характер. Это замечательные частные или благотворительные проекты, которые не имеют ничего общего с реализацией государственной политики.

    - Вы говорите о создании платежного агентства, а еще какие цели перед собой ставите на 2016-й год?

    - Даже если у нас будут проблемы с финансированием, то мы не можем претендовать на уникальность. В стране война, и спасибо, что хоть такая поддержка есть. Мы постараемся задействовать партнерские и донорские программы и сконцентрироваться на публичном частном партнерстве. В ближайшее время запустим конкурс инвестиционных проектов, так как агросектор продолжает быть очень привлекательным, и есть люди как внутри страны, так и за рубежом, которые готовы в него вкладывать, но нет конкретных системно оформленных инвестиционных проектов небольшого уровня. Думаю, что в рамках такого партнерства попробуем систематизировать проекты, чтобы создать в каждом районе хотя бы 2-3 - общей стоимостью от 100 тыс. до 1 млн доларов. Следующая наша задача - это поиск рынков сбыта даже внутри страны для небольших товаропроизводителей. Часто проблема для фермеров заключается в том, куда сбывать продукцию. Мы знаем проблему с супермаркетами - ритейл требует больших товарных партий, строгого подхода по упаковке продукции. Думаю, что это направление так же очень важно, потому что это также и государственная поддержка косвенного характера. Будем организовывать открытие фермерских рынков в микрорайонах. Недавно мы подписали меморандум о сотрудничестве с Ассоциацией ореховодов. Украина занимает первое место в Европе по экспорту орехов, пятое - в мире. Договорились, что возьмем несколько сел для пилотных проектов - чтобы сформировать бизнес-планы для небольших участков, где можно развивать этот бизнес. В дальнейшем это сотрудничество будет расширяться, и я думаю, что такой нишевый бизнес будет очень прибыльным. Кроме этого, в течение года хочу провести реорганизацию Фонда, создать новую структуру и объявить конкурс на вакансию директоров. Моя задача - набрать штат молодых специалистов и профессионалов своего дела. Для этого нужно исключить из команды Фонда кадровые составляющие, которые тормозят всю роботу.Сконцентруемся также на образовательных проектах для фермеров.

    - Вы сказали, что обеспечили прозрачное проведение конкурса по распределению кредитных средств Фонда. Как будете бороться с коррупцией в региональных представительствах?

    - Распределение кредитов для фермеров происходит в два этапа. Первый - на уровне региональной комиссии, в которую входят представители Укргосфонда, Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины (АФЗУ), Областного управления агропромышленного развития, Государственной фискальной службы Украины (ГФСУ), Государственной финансовой инспекции Украины (ГФИУ). Второй этап проводится на национальном уровне, где так же присутствовали представители вышеназванных организаций. У нас есть партнерская организация - АФЗУ, которую возглавляет Томич Иван Федорович. Регулярно бываю на его заседаниях и для меня принципиально важно их мнение. Надеюсь, что за счет прозрачности этого мы просто исключаем коррупционную составляющую.

    Все победители и суммы выделенного кредита - в открытом доступе на сайте. Состав комиссий - тоже. Борьба с коррупцией наиболее эффективна, когда процедуры делаешь прозрачными, а взятка - экономически нецелесообразна для получателя помощи. Когда известен состав комиссии на двух уровнях (региональный, государственный), то становится очевидно, что «откат» нецелесообразен. Ведь сколько же надо дать фермеру, чтобы самому осталось, а кроме этого потом еще и возвращать всю суму. Открытие рынка земли и решение других важных проблем тормозит бюрократическая машина. Также в этом году проведем эксперимент сначала в Одессе - публично рассмотрим документы в присутствии всех, кто подал документы и был допущен к участию в конкурсе, и с участием СМИ.

    - По каким критериям будут отбирать кандидатов в этом году и как будет происходить сам конкурс?

    - Критерии отбора определены постановлением Кабинета Министров №1102 от 25.08.2004, которое Укргосфондом строго соблюдается. Всю информацию можно найти на нашем сайте. Более того, даже вывесили образцы необходимых документов, которые можно скачать. Но надо понимать, что кредиты выдаем не просто так, а обязательно под залог имущества, то есть, практически как банк.

    - Относительно восточных регионов, будет ли на них распространяться конкурс?

    - Государственная поддержка распространяется только на подконтрольную Украине территорию. В Украине сейчас начало работать представительство ФАО, с которым мы взаимодействуем в вопросе поддержания и восстановления фермерских хозяйств, пострадавших в результате боевых действий.

    - Вы говорите о том, что развитие села нужно воспринимать не только со стороны агробизнеса. Как видите развитие, например, сельского туризма?

    - В Европе сельское хозяйство рассматривается не только как исключительно агробизнес. Украине также не следует ограничиваться этим направлением. То есть нужно развивать зеленый туризм, переработку, культуру, инфраструктуру на селе.

    Укргосфонд начал сотрудничество с Ассоциацией индустрии гостеприимства, которая работает над созданием карты зеленого туризма. В рамках совместных семинаров разрабатываем программу развития сельского туризма, на которую будут выделяться беспроцентные кредиты. Однако, есть определенные критерии - для получения кредита нужно зарегистрироваться как фермерское хозяйство. В этом году так же впервые проведем такой экспериментальный проект.

    - Вы говорили, что есть смысл развивать новые направления в деревне, что касается органического производства?

    - Для этого нужно, в первую очередь, интересоваться органикой. Я такие примеры знаю - в Одесской области винодел Петров - первый органический сертифицированный винодел в Украине. Есть процедуры производства, по которым можно получить сертификат, но этот процесс еще не до конца урегулирован на законодательном уровне.

    - Как вообще видите украинское село и в частности фермерство в будущем?

    - Это зависит от механизмов реальной, а не декларируемой политики в отношении села. В зависимости от этого у меня есть несколько сценариев - от пессимистического к оптимистическому. Я думаю, что модель агробизнеса украинского села должна строиться - и на крупных предприятиях, и на фермерских хозяйствах, и в кооперации единоличников. Любой перекос создаст дисбаланс. Но есть огромный риск, связанный с введением рынка земли. Есть крестьяне, которые с удовольствием готовы продать ее, потому что им нужны деньги. И есть фермеры, которые живут в селе и которые хотели бы сохранить эту землю, но средств на ее выкуп не имеют. Если будет введен рынок земли, появится конкуренция, и земли будут скупать те, у кого есть на это средства. А будут деньги у наших фермеров? Вряд ли. Открытие рынка земли и решения других важных проблем тормозит бюрократическая машина.

    - То есть вы считаете, что к рынку земли фермеры не готовы?

    - Конечно не готовы, потому что нет законодательной базы. Впрочем, ключевая проблема - отсутствие денег у наших фермеров на покупку земли. Той, которую они сейчас обрабатывают, арендуя у владельцев имущественных паев. Эту землю купят точно не фермеры. Куда денутся крестьяне, которые продадут землю и быстро потратят эти деньги? Что делать фермерам, которые перестанут ими быть, потому что не купят землю?

    - Что, по вашему мнению, тормозит принятие таких политических решений, которые могут улучшить судьбу фермеров?

    - Я думаю, что открытие ринка земли и решение других важных проблем тормозит бюрократическая машина.

    - А где видите корень проблемы?

    - Что тормозит? Причины те же, которые мешают проведению системных реформ в стране - политический популизм, заточенный под предпочтения избирателей и рейтингов. Реформы - это больно, непопулярно и конфликтно. Единицы в правительстве готовы принести себя в жертву, проиграв лично в краткосрочной перспективе и одновременно сделав стратегическое благо Украине.

    agronews.ua

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.