В 2014 г. ряд публичных агрохолдингов не справились с выплатами кредитов. Часть из них вынуждена проводить реструктуризацию задолженности, другие - наращивать операционную активность с целью увеличения денежных потоков. Как информирует "AgroTimes", об этом пишет эксперт Оксана Пирожок в газете "АгроМаркет".
По мнению эксперта, годовые отчеты, которые будут опубликованы в начале весны, покажут убытки в отечественном агросекторе. Причины убытков - девальвация гривны, аннексия Крыма, военные действия на востоке, низкие цены на сельхозпродукцию на мировых биржах. Хотя за 11 месяцев прошлого года прирост составил 5% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., однако такие показатели вряд ли могут говорить об успешности производителей по результатам 2014 г., считает эксперт.
Из крупнейших агрохолдингов страны по результатам девяти месяцев прибыль получил только "Овостар Юнион": по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. увеличение составило 26,2% - до $18,8 млн. Одной из причин успеха является низкий уровень долговой нагрузки. Совладелец компании Борис Беликов неоднократно заявлял о том, что развитие экстенсивными темпами не является основной целью акционеров, компания старалась не брать кредитов и реинвестировала свою прибыль в собственное развитие. По оценкам аналитика инвестиционной компании Eavex Capital Ивана Дзвинки, эта компания имеет самый низкий показатель долговой нагрузки (соотношение показателя чистого долга к EBITDA) среди украинских публичных компаний - 0,2х.
Следующим по уровню долговой нагрузки является крупнейший производитель яиц в Украине – компания "Авангард", у которой этот показатель равен 0,9х. За 9 месяцев она впервые в истории получила $5,75 млн. чистого убытка, показатель дохода сократился на 24%, а EBITDA - на 47%. Гендиректор компании Ирина Марченко объясняет неутешительные результаты компании военным конфликтом на востоке страны, где расположены ряд её производственных объектов, которые она вынуждена была остановить. По оценкам мажоритарного владельца холдинга Олега Бахматюка, из-за аннексии Крыма и событий на Донбассе компания потеряла 30% мощностей и 37% внутреннего рынка реализации.
Несмотря на соотношение чистого долга к EBITDA на уровне, близком к 2,0х, ситуация, по мнению И. Дзвинки, вполне управляема в "Мироновском хлебопродукте" (2,1х) и "Кернел" (2,2х), поскольку они обычно балансировали на достаточно опасной грани в 2,5-3х. На финансовых результатах МХП за девять месяцев сказалась не только девальвация гривны, но и запрет поставлять продукцию в Таможенный союз и остановка операционной деятельности птицефабрики "Шахтерская Новая", производившей около 30% инкубационного яйца для МХП. По данным компании, за январь-сентябрь ее убыток составил $302 млн., а неденежный убыток от курсовой разницы составил $561 млн. Вместе с тем агрохолдинг показал неплохой результат по показателям операционной прибыли и EBITDA: рост на 61% и 43% соответственно.
По словам И. Дзвинки, в Украине сейчас фактически закрыт рынок долгового капитала для национальных компаний, не считая отдельные исключения для компаний с хорошей кредитной историей и высоким уровнем корпоративного управления. Одним из таких исключений является МХП: компания привлекла кредит в июне на $250 млн. от Международной финансовой корпорации (будет направлен на погашение евробондов в 2015 г.), и в декабре – у Европейского инвестиционного банка 85 млн. евро - на финансирование программы по расширению мощностей Винницкого птицекомплекса.
Как отмечает "AgroTimes", экспорт помог большей части агрохолдингов уменьшить риски от девальвации гривны. Так, доход "Кернела" от продаж масла за I квартал вырос почти вдвое - до $323,5 млн., зерна - на 25% - до $278 млн. За июль-сентябрь 2015 фингода чистый долг "Кернела" по состоянию на 30 сентября оценивался в $653,9 млн. против $711,8 млн. на конец сентября 2013 г.
По оценкам инвесткомпании Eavex Capital, выше среднего по отрасли показатель соотношения долга к EBITDA остается у "Астарты" (3,2х) и "Индустриальной молочной компании" (2,6х). У последней из $168 млн. долговых обязательств около $112 млн. составляют краткосрочные. Уровень покрытия биологическими активами составляет более 40%. "ИМК удалось в четвертом квартале погасить часть долгов и провести частичную реструктуризацию путем размещения облигаций и привлечения банковского финансирования.
Холдингу "Астарта", по мнению экспертов, все же придется пролонгировать часть краткосрочных кредитов. К тому же агрохолдинг по результатам девяти месяцев показал увеличение денежного потока от операционной деятельности и снижения уровня чистого долга. В октябре 2014 г. компания получила $50 млн. от Европейского инвестиционного банка под строительство элеваторов и запустила завод по производству биогаза, что значительно увеличит эффективность работы группы компаний.
Отдельная группа аграрных холдингов оказались в ситуации, когда текущий долг и проценты по нему значительно превышают операционный поток, который они способны генерировать. Оценить фактическое финансовое состояние "Агротона" сегодня очень трудно. По результатам первого полугодия 2014 г. компания показала убыток в $36,6 млн. Вместе с тем "Агротону" удалось реструктурировать задолженность (по некоторым данным, выкупив большую часть долгов).
Отчет KSG Agro за девять месяцев 2014 г. показал снижение дохода вдвое - до $18,4 млн. и убыток от операционной деятельности более $5 млн. В течение девяти месяцев этого года холдинг привлек банковские кредиты на общую сумму около 2,27 млн. грн., и $96 тыс. и погасил кредиты более, чем на $12 млн.
Вице-президент инвестиционно-банковского департамента инвесткомпании Dragon Capital Юрий Коваленко заявляет: "По нашим оценкам, большинство "голубых фишек" украинского агросектора находятся в относительно стабильном состоянии. Конечно, из-за девальвации гривны в финансовой отчетности будут начислены существенные убытки от курсовых разниц, связанных с валютно-долговой нагрузкой. Это "съест" бухгалтерская прибыль за 2014 г., однако на уровне операционного денежного потока девальвация для многих пойдет в плюс: продажи почти полностью в валюте, а вот расходы - только на 50-70%".
По оценкам аналитиков, более существенно могут пострадать небольшие компании, которые слишком полагаются на краткосрочное финансирование рабочего капитала коммерческими банками (те весной его могут просто не дать в достаточном объеме), а также компании со специфическими рисками (например, вследствие операционной неэффективности, плохого корпоративного управления, расположения активов в аннексированных регионах или в непосредственной близости к боевым действиям).
Старший аналитик центра по работе с корпоративными клиентами АПК департамента корпоративного бизнеса АО "УкрСиббанк BNP Paribas Group" Вадим Скрипник отмечает: чтобы понять, какой эффект от девальвации получили украинские экспортно-ориентированные агрохолдинги, надо проанализировать весь процесс производства. В конце лета 2013 г. начались полевые работы под урожай 2014 г. Курс доллара до начала 2014 г. был 8 грн., соответственно, и все расходы были осуществлены по этому курсу. Следующие расходы агрокомпании состоялись весной, когда доллар стоил 10-12 грн. Во время сбора урожая доллар держался преимущественно на уровне 14 грн.
Что касается поступлений: пшеница, ячмень, кукуруза, соя - это основные культуры, которые сегодня выращивают в хозяйствах, и они являются экспортно-ориентированными. Поступления от их экспорта компания получает в валюте, и отдает гривну, которую меняет по курсу от 17 до даже 18,35 грн. Таким образом, резюмирует эксперт, в 2013/14 МГ девальвация однозначно сыграла на руку сельхозпроизводителям и увеличила их EBITDA в разных случаях на 10-30%.
Инф. proagro.com.ua
agrinews.com.ua