Вскоре в Украине могут появиться семейные фермерские хозяйства. Произойдет это после того, как следующая Верховная Рада примет обновленный закон «О фермерском хозяйстве». Пока активная работа над его усовершенствованием продолжается в Министерстве аграрной политики и продовольствия. К участию в ней привлечены представители общественных организаций, технических проектов и ведущие в стране эксперты.
В действительности фермы семейного типа в Украине есть. Более того, на рынке аграрной продукции они работают давно. Но правда и то, что функционируют такие фермы нелегально вне правового поля. По крайней мере, пока они не имеют статуса сельхозпроизводителя.
А это уже совсем не мелочь. Так считает директор Департамента экономического развития аграрного рынка Министерства аграрной политики и продовольствия Виталий Саблук. Отсутствие статуса сельхозпроизводителя делает невозможным для соответствующей категории аграриев выход на организованный рынок.
Речь идет не о десятках или даже сотнях тонн сельхозпродукции. По данным Виталия Саблука, которые он обнародовал во время очередного заседания Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам, ее намного больше. В частности, в прошлом году хозяйствами населения было произведено сельхозпродукции на 118 млрд. грн. И это – в ценах 2010 года, хотя понятно, что за это время они существенно выросли.
Кто именно произвел продукцию в таком значительном объеме? Виталий Саблук дает ответ и на этот вопрос – 4,3 млн. личных крестьянских хозяйств (ЛКХ), которые вместе обрабатывают почти 7 млн. гектаров земли.
Для сравнения – сельхозпредприятия, в том числе и агрохолдинги, хозяйствуют на более чем 21 млн. гектаров. При этом в прошлом году они произвели сельхозпродукции на 133 млрд. грн.
Но и это еще не все. Из расчета на 1 гектар, подсчитал Виталий Саблук, малые хозяйства, которые практически лишены внешнего финансирования, при помощи лопат и вил производят добавленной стоимости в 3-4 раза больше, чем крупные сельхозпредприятия.
По итогам прошлого года валовое производство в сельском хозяйстве, опять-таки, в ценах 2010 года составило 251 млрд. грн. Половину этой продукции было отправлено за рубеж и столько же – потреблено на внутреннем рынке.
Согласитесь – красноречивые показатели. Особенно, если принять во внимание, что на внешних рынках преимущественно торгуют агрохолдинги, а на внутреннем – малые хозяйства, чьи земли иногда измеряются даже не гектарами, а сотками. Поэтому напрашивается вывод, что всех нас в основном кормят личные крестьянские хозяйства. На них, в соответствии с официальной статистикой, приходится 60% всего произведенного в Украине мяса, 58% молока, более 92% плодово-ягодной продукции и почти 99% картофеля.
Значит, взнос личных крестьянских хозяйств в аграрную экономику существенен. Но парадокс заключается в том, что ЛКХ по сравнению с крупными сельхозпредприятиями находятся в худших условиях и это уже признают и те, кто причастен к формированию национальной аграрной политики. В частности, во время заседания Пресс-клуба Виталий Саблук признал: «На сегодняшний день малые формы хозяйствования находятся в намного худших условиях».
О каких условиях идет речь? Одно мы уже упомянули – это отсутствие доступа к организованным рынкам. Но в действительности проблем, с которыми до сих пор сталкиваются личные крестьянские хозяйства, намного больше и трудно сказать, которая из них является самой сложной и требует первоочередного решения.
Скажем, личные крестьянские хозяйства лишены возможности подступиться к финансовым ресурсам. И не только к банковским кредитам, а и к бюджетным средствам, которые государство направляет на поддержку сельского хозяйства. И все, опять-таки, из-за отсутствия у ЛКХ статуса сельхозпроизводителя.
Мало того, из-за отсутствия этого статуса они не могут также создать кооператив или вступить в него, ведь законом предусмотрено, что членами кооперативов являются сельскохозяйственные производители! Отсутствие статуса перекрывает для ЛКХ этот важный источник роста: они не могут организоваться в кооператив и использовать эффект масштаба. Это тупиковый путь.
Отсюда нехватка мини-тракторов, сеялок, комбайнов и другой техники, которую успешно эксплуатируют на своих полях американские и европейские фермеры. В целом, добавил руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» Проекта USAID «АгроИнвест» Николай Гриценко, лишь 7% ЛКХ «обеспечены хоть какой-нибудь техникой». Заметьте, не современной, эффективно работающей, а такой, что часто на ладан дышит.
Еще одна проблема – в сельской местности наблюдается высокий уровень безработицы. Один современный трактор John Deere или ему подобный способен освободить сразу несколько механизаторов.
Часто крестьяне теряют не только работу, но и возможность долгое время трудиться на собственной земле, ведь вынуждены сдавать ее в аренду агрохолдингам и фермерам на значительный срок. Он может достигать 15 и даже 49 лет. Арендаторам это выгодно, но что делать все это время арендодателям и особенно тем, чьи дети подросли и намерены найти себе нишу в этой жизни, связывая ее с селом?
Кроме того, нынешние собственники ЛКХ не могут рассчитывать на пенсию. Ведь ее нужно с чего-то насчитывать. А с чего ее брать, если личные крестьянские хозяйства, по крайней мере, так считается официально, работают исключительно на себя.
И в этом заключается очередной парадокс. Ведь в действительности, утверждает Виталий Саблук, 20% личных крестьянских хозяйств сориентированы на рынок. И только то, что не могут продать на базарах, у дорог, ведь не имеют мест для продажи на оптовых рынках, в супермаркетах, потребляют в домашних условиях.
Такая судьба касается более 800 тыс. наших соотечественников, которые проживают в сельской местности и в нынешних обстоятельствах вынуждены как-то выживать. Со временем они могут не выдержать испытания действующей недальновидной аграрной политикой, которая игнорирует их экономические и социальные интересы и, по существу, выживает из села. Но дело в том, что их никто не ждет и в городах.
«Нужно бить тревогу, - беспокоится по этому поводу собственник ЛКХ из Згуровского района Киевской области Александр Дерунец, - ведь мы теряем село. Оно и так катастрофически стареет. А мы такой нашей политикой подталкиваем к тому, чтобы люди оставляли свои дома».
Выход из сложившейся ситуации один – признать личные крестьянские хозяйства полноценными участниками аграрного рынка. И не просто признать, а все сделать для того, чтобы они вошли в него и тем самым помогли его детенизации. Ведь, подчеркнул Виталий Саблук, 50-55% сельского населения до сих пор находятся за пределами организованного рынка и поэтому часто вынуждены сотрудничать с разного рода дельцами, соглашаться на предложенные ими теневые схемы.
Все возможности для полноценного вхождения ЛКХ в организованный рынок есть. «Личные крестьянские хозяйства, - утверждает главный научный сотрудник Института экономики и прогнозирования НАН Украины Любовь Молдован, - априори уже являются фермерскими хозяйствами». По характеру организации труда, его производительности и многим другим показателям они ничем не уступают фермерским хозяйствам многих стран мира.
Только нужно определиться, кого можно считать фермерским хозяйством. В Польше, например, к ним относятся все, кто обрабатывает 1 гектар и более. В США исповедуют иной подход – тут статус фермерского хозяйства получает тот, кто производит и реализует сельхозпродукции на сумму, которая, как минимум, составляет 1 тыс. долларов.
Также Любовь Молдаван сказала, что фермеры, а значит, и семейные фермерские хозяйства могут избежать поглощения агрохолдингами. Для этого лишь стоит воспользоваться опытом США. Там в 60-е годы в сельской местности наблюдалась подобная ситуация – крупные корпорации поглощали небольшие хозяйства. Это приводило к росту социального напряжения в стране. Проблема была решена с принятием антитрестовского закона. Согласно ему, несельскохозяйственным компаниям было запрещено заниматься сельскохозяйственной деятельностью и владеть сельскохозяйственными землями. Вместе с тем, была внедрена политика, направленная на объединение фермеров, причем не только на производственном уровне, а и на уровне переработки выращенной продукции, ее хранения, сбыта, поставок материально-технических ресурсов и пр.
«Значит, нам нужно параллельно легализировать те механизмы, которые обеспечат личным крестьянским хозяйствам приобретение статуса фермера», - добавила Любовь Молдован.
По разным оценкам, отметил Николай Гриценко, на базе личных крестьянских хозяйств может быть создано 500-600 тыс. фермерских хозяйств. На сегодня их намного меньше – лишь 41 тыс. Поэтому есть возможность значительно улучшить фермерскую статистику, а главное – упорядочить отечественную аграрную отрасль и запустить в полноценную работу один из самых мощных ее секторов, который в значительной степени обеспечивает продовольственную безопасность нашей стране.
Тарас ТЕРНОВСКОЙ, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам
agrinews.com.ua