Несмотря на кризис, аграрный сектор Украины продолжает ощущать дефицит квалифицированных специалистов. Решить проблемы могут лишь реформы в образовательной сфере.
Аграрный сектор Украины остается ключевой отраслью народного хозяйства Украины. Темпы роста сегмента за последние 3 года составили более 10%. В аграрной сфере работает более 3,5 млн людей, что составляет 17% от всего трудоспособного населения. На фоне активного роста отрасли большой проблемой остается нехватка квалифицированных кадров.
Причины кадрового голода агросектора
Одной из ключевых причин нехватки специалистов в секторе является низкая зарплата. К примеру, для агронома, на сегодняшний день одной из самых дефицитных специальностей, предложений по занятости в два раза больше, чем желающих трудоустроиться. И несмотря на это, заработная плата агронома в два раза ниже, чем у обычного офисного работника.
Непрестижность профессии отыгрывает не последнюю роль. HR-менеджеры отмечают, что молодые люди выбирают аграрные вузы в последнюю очередь. Даже поступая в аграрные вузы, в первую очередь подают документы на экономические специальности и право, чтобы в дальнейшем работать в комфортных условиях и больше зарабатывать.
"К сожалению, мы наблюдаем тенденцию, когда в аграрные учебные заведения абитуриенты идут только тогда, когда они не смогли поступить в другие вузы. Абитуриенты хотят быть успешными банкирами, маркетологами и т.д. Но не нужно забывать, что на данный момент именно сельское хозяйство зарабатывает деньги", — отмечает Владислава Рутицкая, ранее заместитель министра по вопросам евроинтеграции.
Низкий уровень подготовки кадров
Проблемы с кадрами в сельском хозяйстве возникают не только из-за отсутствия интереса у молодежи, но и из-за низкого качества подготовки в вузах. Представители отрасли констатируют, что агровузы готовят теоретических специалистов. Подготовка на уровне 60-80-х годов прошлого века. В вузах нет ни преподавателей, которые могут обучать работе на новой технике, ни этой техники.
"В вузах работает в основном старая профессура. Даже если мы подарим заведению новый комбайн, мы не решим основную проблему — отсутствие квалифицированных преподавателей. На очень хороший трактор сядет человек, который никогда его не видел и не сможет научить ничему новому", — считает HR-менеджер по креативным и маркетинговым услугам ADV Group Ukraine Жанна Дуфина.
Проблему нужно решать сегодня
Чтобы как-то разрубить гордиев узел, агрокомпании всеми силами пытаются привлечь в сектор работоспособных и талантливых людей. Основная тенденция на рынке труда в нынешних реалиях — самообучение персонала. Почти каждая крупная сельхозкомпания или компания по переработке сырья вынуждена обучать нанятый персонал новым технологиям на новой технике.
В первую очередь образовательная деятельность компаний направлена на обучение новых кадров, студентов которых отбирают в вузах на старших курсах. Дальше в приоритете стоят специалисты, которые работают в полях. Компании пытаются дать им возможность обучиться на новой технике, и тем самым обновлять свою техническую базу.
"Персонал должен отвечать многим современным критериям — быть высокообучаемым, разбираться в новых технологиях, понимать взаимосвязь между всеми компонентами цепи агропроизводства, понимать связь между тем, что они делают на поле и тем, как это отображается на эффективности, оценивать результаты своей работы", — говорит гендиректор Vaderstadt Виталий Филатов.
Возможные решения
Если крупные аграрные холдинги потенциально могут решить кадровую проблему собственными усилиями, ведь обладают и материальными, и финансовыми ресурсами для этого, то со средними и малыми сельхозпредприятиями ситуация намного сложнее.
Работодатели выделяют два подхода к решению кадровых проблем в отрасли — или реформировать государственную систему образования, или же создать абсолютно отдельное частное образование. Несмотря на разногласия, которые связанны с формой собственности учебного заведения, все как один согласны, что образование должно строиться на практике. Невозможно научить студента работать на земле, сидя в аудитории.
Одно из предложений, которое неоднократно предлагалось, — "комбинированная система". Реализовать такой подход к образованию можно на базе частных ферм или государственных техникумов, которые подчиняются Минагропроду.
"Овладев базовой теоретической базой, студенты со 2-го курса отправляются на производственную практику, где параллельно с теорией получают практические знания по работе на новой технике. К примеру, два дня в неделю студент "грызет гранит теоретической науки", а три дня работает на ферме, в полях. В итоге мы получаем готового специалиста, который знает, как работает современное сельхозпредприятие", — предлагает Жанна Дуфина.
Проблема в создании такого типа обучения на базе государственных вузов — низкий уровень материально-технической подготовки. Поэтому для решения кадровых проблем аграриев необходим эффективный симбиоз бизнеса и государственной системы обучения.
Юлия Мартыненко
Инф. delo
agrinews.com.ua