• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Председатель Аграрного союза Украины Геннадий Новиков: Сокращение расходов за счет успешного ведения аграрной логистики в Украине
    Опубликовано: 2014-09-12 11:59:49

    За последние годы внимание аграриев все больше привлекает понятие «логистики» как весомого инструмента в сохранении порядка и стабильности в аграрном бизнесе.

    Действительно, логистика сегодня применяется практически в каждой отрасли в развитых странах мира. Зарубежный опыт использования логистики уже давно доказал ее эффективность, особенно в аграрном секторе. Потери зерна при неэффективной логистике могут достигать более 15% годового урожая и выражаться потерями в млн. тонн.

    О положительных процессах при условии успешного развития отечественной агрологистики расскажет председатель АСУ Геннадий Новиков.

    Как Вы оцениваете мощности по хранению зерна в Украине? Насколько качество услуг соответствует их стоимости?
    Ежегодно Украина собирает около 62 млн. тонн урожая зерновых, при том, что имеющихся у нас сберегающих мощностей рассчитано лишь на 38 млн тонн. При этом не учитываются условия хранения для таких культур как: соя, подсолнечник, рапс и другие. Сегодня это решается так: предприятия переоборудуют животноводческие и другие помещения, где пытаются выполнить основные требования по хранению зерна. Длительное хранение продукции в специально непредназначенных и не оборудованных для этого местах – неэффективно, ведь качество продукции становится гораздо хуже, чем при хранении в элеваторах. Сохранение культур требующих последующей доработки – сушки (это касается и кукурузы, позднего подсолнечника, сои), вообще не представляется возможным в специально не предназначенных для этого помещениях.
    Аграрный Союз Украины подсчитал, что в прошлом году при отсутствии у товаропроизводителей сберегающих мощностей и сушек, только на продаже кукурузы и подсолнечника мы потеряли более 10 млрд. грн. При отсутствии отлаженной логистики эти средства становятся добычей посредников и спекулянтов.

    Существует необходимость в строительстве новых элеваторов. Каким критериям они должны соответствовать?
    Конечно, на 10 млрд. грн. можно построить 350 элеваторов мощностью в приблизительно 25 тыс. тонн. Если строительство будет проходить на корпоративной основе, это даст возможность задействовать интересы сразу нескольких хозяйств и финансово сэкономить средства. Мы лоббируем отдельную корпоративную логистику и работаем с инвесторами над ее созданием. Предполагается, что она будет проходить от поля до порта. Такое развитие логистики даже на 5-10% от валового сбора позволит удерживать стабильную индикацию цен. Поскольку цена формируется по себестоимости, мы будем вовремя осведомлены. При этом, если товаропроизводителям будут предлагать завышенные цены на сельхозпродукцию - мы будем публиковать эти цифры в открытом доступе на информационных ресурсах, что непременно скажется на восстановлении справедливости для всех участников рынка.
    К примеру, на Западе от общей себестоимости товара производитель получает не менее 65% прибыли. У нас же этот % составляет всего 35-38.

    Ваши предложения по поводу корпоративной логистики?
    Мы ищем партнера-инвестора, чтобы совместно создать элеватор с кооперативом, прибыль от которого будем делить 50% на 50%. Планируется, что совместная эксплуатация элеватора, поможет избежать «дуриловки», учитывая  финансовые интересы, как производителей, так и трейдеров.
    Сейчас ведутся переговоры с австрийскими и китайскими компаниями-партнерами. Если все-таки будет преференция по предоставлению гарантий под эти проекты, то это абсолютно беспроигрышный вариант и в области становления развития логистики и в защите интересов всех участников рыночной цепи. Тем более, что вложенные в строительства элеваторов средства в окупятся в течении 2 лет.
    Рапс очень «капризен» для хранения, поэтому товаропроизводители стараются его сбыть сразу. Но не надо считать если, допустим, производится около 100 млн. тонн продукции, то те же 100 млн. тонн будут подвержены хранению. Элеватор нужно загружать последовательно, но оперативно. При этом товаропроизводители будут, с одной стороны конкурентами, с другой -индикаторами. Мощности по сушке обязательно должны присутствовать в хранилищах, и они окупаются.
    Руководители сельхозпредприятий будут договариваться между собой: кто, когда собирает урожай, формировать очереди, в то же время следить за прозрачностью и ликвидировать возможность осуществления переплаты.

    Сейчас много говорят о перспективности перевозок реками. Каковы перспективы развития речного транспорта в Украине?
    В мире речной транспорт – дешевый. Поэтому не использовать  украинские водные ресурсы - это предательство национальных интересов. Министерство экологии и природных ресурсов Украины, к сожалению,  недостаточно влияет на развитие и становление речной ифраструктуры, при том, что в Украине можно осуществлять перегрузку барж прямо на рейде.
    Возможность перегрузки в рейде «разгрузит» портовые мощности и от этого сразу появится много возможностей. К примеру, логистические затраты  будут вдвое дешевле: на сегодняшний день, это в среднем около 150-200 грн. за тонну. При учете, что эта тонна выходит из 63 млн. тонн нашего урожая зерна, получится довольно приличная сумма: в 6 млрд. грн. За эти деньги условно можно вырыть новую реку! Это действительно то, что необходимо сделать. 

    Как вы считаете, насколько автомобильная инфраструктура Украины удобна для перевозок зерна?
    Автопарк, который существует сегодня в Украине, не пригоден для этого, как и наши дороги. Я считаю, что через 5 -10 лет можно выстроить основные дорожные магистрали – способные выдержать загрузку. Сейчас же преградами становятся все те же перегрузки транспорта, которые влечет за собой и повышение цены за перевозку. За счет этого, товаропроизводители больше загружают продукцией машины и  дают взятки, чтобы пустить их в ход.

    Какой вид перевозок можно и реально радикально улучшить?
    Радикально можно повысить эффективность железнодорожного транспорта за счет зерновозов, за счет оптимизации логистики – «элеватор - внутренний порт», чтобы ходили зерновозы-поезда. Вот тут, уже существующий инструмент можно совершенствовать. Этим видом логистики до сих пор никто не занимался, не говоря уже. Я считаю, что за месяц эффективной работы можно изменить ситуацию к лучшему. При этом железная дорога может повысить качество перевозки на 30%. Наступит улучшение в количестве зерновозов, их размерах, грузоподъемности.

    Какие виды перевозок Вы считаете наиболее перспективными?
    У нас есть 2 перспективных направления: железная дорога и речной транспорт. «Гранитные» преграды для их развития тоже есть. Я считаю, что инфраструктуру нужно строить на реках. Этот процесс будет достаточно быстрым. Я вижу большую перспективу для развития речного транспорта в Украине. Возможно, за 2-3 года ситуация измениться в сторону развития речной логистики.

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.