• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Как катастрофа малазийского лайнера может отразиться на причерноморском рынке зерна
    Опубликовано: 2014-07-19 12:06:58

    Как стало известно компании "ПроАгро", котировки фьючерсных контрактов зерновых культур – в первую очередь, пшеницы и кукурузы на ведущих мировых торговых площадках, ранее продолжительное время находившиеся в нисходящем ценовом тренде, в четверг перешли к стремительному росту на фоне всколыхнувшей мировые СМИ катастрофы малазийского авиалайнера, сбитого террористами над территорией Украины. Это не только послужило толчком для очередного витка эскалации российско-украинского конфликта, но и впервые напрямую вовлекло в него западноевропейское государство. Украинские власти заявляют, что они располагают доказательствами прямой причастности к произошедшей катастрофе России, поставившей боевикам мощную систему ПВО и военных специалистов. В настоящее время следствие еще только начинается. Вне всяких сомнений, оно будет долгим, сложным и запутанным, и утверждать, что в трагедии виновата именно Россия, в настоящее время не вполне корректно. Однако, биржевые брокеры – не адвокаты. Спекулянты, рискующие на рынке своими деньгами, как можно наблюдать, не углубляются в казуистику, а делают вполне самоочевидные практические выводы: Россия провинилась, и ее, вероятно, накажут. А значит, необходимо скорее покупать контракты.

    Украина и Россия входят в число крупнейших в мире государств – производителей и экспортеров зерновых культур, причем первая в большей степени "специализируется" на кукурузе, вторая – на пшенице. Предложение со стороны этих стран оказывает значительное влияние на формирование конъюнктуры мирового рынка зерновых, и его стремительное и неожиданное сужение может привести к внезапному формированию дефицитной ситуации на мировых рынках. Подобная перспектива создает немалое напряжение в среде участников рынка, которое и способствует росту цен.

    Эксперты компании "ПроАгро" попытались проанализировать, что именно может послужить причиной срыва экспорта зерна из Причерноморского региона. Для Украины и России возможные причины несколько различаются. К снижению экспортного потенциала Украины может привести, очевидно, военная разруха, затрудняющая логистику производственных средств и товаров, и последующий срыв уборочных и посевных кампаний в восточных регионах страны. Если на Крым, ранее оккупированный Россией, приходилась лишь небольшая доля украинского зернопроизводства, то восточные области являются достаточно значимыми регионами интенсивного земледелия. На текущий момент отмечаются отдельные случаи захватов и разрушений предприятий АПК, небольшие площади сожженных посевов. Уборочная кампания в регионе проходит с немалыми трудностями. В случае дальнейшей эскалации конфликта, аграрный потенциал региона может быть подорван, что отразиться на общем предложении зерновых на украинском рынке, и ее экспортном потенциале.

    Несколько сложнее ситуация обстоит с Россией. Главной угрозой для российского экспорта являются санкции, которые могут быть наложены на страну в наказание за поддержку терроризма, и которые могут значительно усложнить экспорт товаров из нее. За день до катастрофы западные страны уже приняли достаточно болезненный для российской экономики пакет санкций, однако, последовавший сразу же за ним новый виток эскалации конфликта демонстрирует, что их явно недостаточно. С высокой долей уверенности можно утверждать, что они будут расширены, однако от того, насколько именно, будет в значительной степени зависеть дальнейшая судьба мировых цен на пшеницу.

    В настоящее время напряжение на пшеничном рынке СВОТ несколько спало. Катастрофа состоялась, первые эмоции прошли, и никаких новых новостей, значимых для рынка, она в настоящее время не продуцирует. Дальнейшее будет определяться, в первую очередь, реакцией политикума на случившееся. Если международное сообщество ограничиться новыми точечными санкциями против отдельных российских граждан и предприятий, то рынки воспримут это как спад напряжения, что выразиться в значительном проседании цен.

    Однако существует и иная вероятность. При наличии убедительных доказательств причастности российской стороны к трагедии и наличии определенной политической воли мировая общественность может ввести полноформатные экономические санкции против России, которые заметно отразятся на ее экспортном потенциале, и соответственно, предложении российских товаров на мировом рынке. Тотальный запрет на импорт товаров из Российской Федерации, разумеется, маловероятен. В мировой практике имели место несколько подобных случаев, однако, они единичны, и в целом, были признанны неэффективными, так как бьют в первую очередь не по властям страны, а по ее населению, подрывая социально-экономическую ситуацию в государстве. Более вероятны санкции, связанные с ограничениями на международное движение финансового капитала. Такого рода ограничения напрямую не воспрещают экспорт и импорт товаров из подвергнутой санкциям страны, однако, на деле, существенно их усложняют и вызывают падение ее торгового оборота. Так, можно вспомнить, к примеру, по насколько сложным схемам и с какой существенной наценкой по отношению к среднемировым ценам приходилось еще в прошлом году закупать импортное зерно Исламской Республике Иран, на которую были наложены санкции подобного рода. Из других свежих примеров можно вспомнить правительство подвергнутой санкциям Сирии, пытавшейся продать соседнему Ираку крупную партию пшеницы, и в итоге столкнувшуюся с тем, что покупатель отрекся от якобы заключенной сделки, утверждая, что ее вовсе не было.

    Если Россия окажется в одном ряду с этими странами, фактическое предложение российской пшеницы на мировых товарных рынках, вероятно, заметно снизится. Крупные международные торговые компании, вероятно, предпочтут вовсе не связываться с российским рынком и предпочтут альтернативных производителей зерновой – благо, на фоне ожидаемого щедрого мирового урожая в них недостатка не будет. Экспортом же зерновых из России будут заниматься мелкие и малоизвестные компании, работающие с небольшими объемами, не боящиеся трудностей и не опасающиеся за свою репутацию – именно такие в настоящее время занимаются, к примеру, экспортом зерна в Сирию. Их наградой будет, естественно, широкая маржа – то есть российская пшеница будет продаваться заметно дешевле рыночной цены.

    Кроме того, можно предположить, что российские власти попытаются обеспечить себе стабильные рынки сбыта в рамках неких межправительственных соглашений со странами БРИКС – немногим ранее президент России заявлял о чем-то подобном. Еще несколько недель назад российский вице-премьер-министр посещал Бразилию, пытаясь договориться с бразильскими властями о возобновлении экспортных поставок российской пшеницы в эту страну. Однако, едва ли из этого что-нибудь выйдет. Опыт закупок российской пшеницы бразильскими переработчиками имел место быть в год сильного неурожая в Аргентине, которая традиционно обеспечивает Бразилию пшеницей, и как следствие, сильного дефицита зерновой на рынке страны. Однако, как показала практика, российская пшеница не соответствовала бразильским качественным стандартам. По сути, ее качество оказалось столь низко, что импортеры вынуждены были позднее утилизировать ее, так и не сумев ни к чему приспособить. Учитывая, что в настоящее врем бразильский рынок сбыта вполне успешно занят экспортерами из США, и на нем доминирует предложение дешевой и качественной американской пшеницы, а также то, что в текущем году, как ожидается, Аргентина вновь станет нетто-экспортеров зерновой, едва ли у российской зерновой появиться второй шанс создать о себе первое впечатление у бразильских импортеров. Другим возможным рынком сбыта для российской зерновой может стать Китай, однако китайские импортеры также достаточно трепетно относятся к качеству зерна, допускаемого к поставкам с Поднебесную, вполне удовлетворены имеющимися у них поставщиками, и новых на свой рынок допускают крайне неохотно. Как следствие, можно предположить, что в случае введения международных санкций экспортный потенциал России значительно снизится.

    Помимо экономических санкций со стороны Западного мира, не менее значительными могут оказаться для российских экспортеров также и санкции со стороны Украины. О возможном введении таковых сегодня заявил украинский премьер-министр. Хотя Украина не является крупным импортером российских зерновых, однако значительная часть последних по-прежнему отгружается (догружается) через терминалы украинских портов. В случае, если последние будут закрыты для российских товаров в высокий экспортный сезон, страна столкнется с логистическим коллапсом – перевалочной мощности российских портов не хватит для поддержки плановых темпов экспорта, и как следствие это, вновь же, приведет к падению объемов экспорта зерновых из России. Таким образом, значимой для рынка может оказаться и оценка вины российской стороны украинскими органами – ведь без признания прямой вины российских властей в свершившейся трагедии украинские власти едва ли решаться на такой болезненный для национальной экономики шаг, как запрет на торговлю с Россией. Впрочем, по мнению автора, весьма справедливо было бы, если бы наказание для виновных в этом резонансном преступлении свершалось в рамках не украинской или нидерландской, но малазийской юстиции – ведь из затронутых трагедией стран только в Малайзии в настоящее время практикуется такая мера уголовного наказания, как смертная казнь посредством отрубания головы.

    В настоящее время идет экстренно собранное заседание Совета безопасности ООН. Ясно, что произошедшая трагедия не останется без значительных политических последствий, однако, не оценив их в полной мере, сложно предсказать ее последствия экономические. Насколько значимым для российской экономики будет ответ международной общественности? Приведет ли он к значимому снижению экспортного потенциала страны? От ответов на эти вопросы зависит будущая динамика мировых цен на пшеницу. В том случае, если реакция окажется сдержанной, то вероятно, цены вновь перейдут к стремительному снижению, на фоне оптимистичны ожиданий от мирового урожая пшеницы и кукурузы в 2014/15 маркетинговом году. В том же случае, если она окажется в достаточной степени болезненной, нас может ожидать период взрывного роста мировых цен на зерновые.

    Артем Яренко, Информационная компания "ПроАгро"

    proagro

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.