Экспортеры зерна перенаправляют поставки из Крыма в Одессу, Ильичевск, Южный и Николаев.
Прошедший вчера, 16 марта, референдум в АР Крым и сегодняшнее провозглашение распущенным Верховным Советом автономии независимости республики еще более усилили опасения и слухи вокруг возможности экспортных отгрузок украинской продукции из крымских портов. Напомним, что основных грузовых портов в Крыму два — Севастопольский и Керченский. И хотя объемы перевалки ними зерна на экспорт даже в разгар сезона не превышают 10% от общего объема морских поставок Украины, тем не менее, вопрос доступности крымских перевалочных мощностей для наших экспортеров является весьма актуальным.
До Керченского порта, из которого, по нашим данным, последние отгрузки зерна велись в декабре 2013 г., дозвониться не удалось. Однако, как нам ранее сообщили в одной из региональных зерноторговых компаний, имеющей свое представительство в Керчи, перевалка сельхозпродукции через местный порт ими приостановлена еще с конца прошлого года. В настоящее время доставить сюда зерно автомобильным транспортом нереально, железнодорожным — тоже довольно проблематично.
В севастопольский порт "Авлита" мы таки дозвонились, и нас заверили, что перевалка всех грузов, в том числе и зерна, осуществляется ими в прежнем режиме, и что ситуация последних месяцев и недель никак не повлияла на их работу. В то же время на все уточняющие вопросы в порту ответить отказались, пообещав, что комментарии предоставят позже.
Тем временем по информации трейдеров, с начала марта через порт Севастополя на экспорт было отправлено всего около 25 тыс. т кукурузы и буквально вчера — 10 тыс. т пшеницы. Больше отправок пока не предвидится — до полного прояснения ситуации компании перенаправляют экспортные потоки в порты большой Одессы.
"О том, чтобы везти зерно в Крым автомобильным транспортом, сейчас и речи нет. Отправки по железной дороге возможны, но исключительно на свой страх и риск — не ясно, что местные власти еще вознамерятся "национализировать". Понятно, что рисковать никто не будет. Тем более, что сейчас экспорт уже сезонно сокращается, и мощности наших терминалов в Одессе, Ильичевске, Южном, Николаеве вполне достаточно, чтобы обеспечить все зарубежные поставки", — отметили в украинском офисе одного из международных зернотрейдеров.
С другой стороны, некоторые опасения сейчас существуют и по поводу азовских портов — в Мариуполе и Бердянске. Каков сейчас будет режим прохода судов через Керченский пролив — непонятно, все зависит от того, какого накала достигнет экономическая война Украины с Россией.
Все эти проблемы — как уже реально существующие, так и возможные — учитывают не только украинские экспортеры, но и их зарубежные партнеры, да и весь мировой рынок, поскольку Украина сегодня является одним из ведущих экспортеров сельхозпродукции. В начале текущего месяца выросли не только цены зарубежного спроса на отечественную пшеницу, кукурузу, подсолнечное масло, но и мировые цены, поскольку на многих торговых площадках и в Европе, и за океаном разделяли опасения, что Украина может прекратить экспорт.
На прошлой неделе панические настроения значительно поубавились и даже резко набравшее накануне в цене подсолнечное масло подешевело в предложении и спросе на $10/т FOB. Тем не менее, импортеры предпочитают перестраховаться и продолжают стимулировать свои закупки в Украине повышением цен спроса. В числе подорожавших к началу текущей недели на $5-10/т — пшеница, кукуруза, подсолнечник, соя.
В то же время трейдеры утверждают, что если ситуация в стране не будет усугубляться, если стабилизируется национальная валюта, то экспорту зерна из Украины ничего не угрожает и мы сможем поставить на внешние рынки те 30-32 млн т, которые планировали раньше. Очень хочется надеяться, что этим планам ничего не помешает.
По материалам: ПроАгро
Инф. delo
agrinews.com.ua