При заключении сделок с землей украинские агрокомпании сталкиваются со значительными рисками. Как правило, они связаны с формой собственности на земельный участок и предметом договоров.
Об этом в интервью рассказала управляющий партнер ЮФ ILF Татьяна Гавриш.
«Например, при заключении договора аренды земли арендатор не защищен от внесения изменений в их содержание по инициативе собственника. Кроме того, основанием для оспаривания сделок может стать отсутствие кадастровых номеров земельных участков, отсутствие или несоответствие законодательству правоустанавливающих документы на землю, а также отличия в порядках регистрации прав на участки, которые действовали в разные периоды», — говорит она.
К сожалению, по ее словам, этим обстоятельствам не всегда уделяется должное внимание при заключении сделок.
Свои особенности существуют и при заключении сделок с землей, которая находится в государственной собственности, отметила она.
«Согласно законодательству, арендатор должен выбираться на аукционе, при этом существует ряд случаев, когда такой аукцион может не проводиться. Но довольно часто эти основания истолковываются и применяются неверно. Как результат, договор аренды может быть признан недействительным, что для арендатора означает потерю земельного актива», — добавила она.
Уязвимыми с правовой точки зрения являются и договора аренды земельных паев: их оборотоспособность давно обсуждается экспертами.
Во-первых, на практике не всегда существует возможность соотнести пай с конкретным земельным участком, выделенным под него.
Кроме того, часто объектом сделок выступают неистребованные паи. Юридически у них нет собственника: реальные владельцы — пайщики или наследники пайщиков — не объявились, в результате активом управляют органы государственной власти и местного самоуправления.
«Поэтому право пользования такими паями невозможно зарегистрировать в установленном законом порядке: договоры, как правило, регистрируются в госадминистрациях и советах на местах», — подытожила она.
agrinews.com.ua