Россия грозит ужесточить таможенный режим с Украиной. Компания «ПроАгро» попыталась проанализировать, чем это чревато для украинского экспорта рафинированного подсолнечного масла.
Традиционно сложилось, что основными покупателями украинского рафинированного подсолнечного масла остаются страны СНГ, в частности, страны Таможенного союза (ТС). За первые десять месяцев 2012/13 МГ Украина экспортировала 161,1 тыс. т рафинированного подсолнечного масла, из которых 43,2 тыс. т (26,8%) пришлось на государства-ы ТС (Россия, Белоруссия и Казахстан). То есть каждая четвертая тонна украинского рафинированного подсолнечного масла направлялась в этом году в эти три страны, чему во многом способствовала нулевая ставка ввозной пошлины и упрощенное таможенное оформление.
По данным компании «ПроАгро», экспорт украинского рафинированного подсолнечного масла, после существенного сокращения в 2011/12 МГ, за первые 10 месяцев 2012/13 МГ продемонстрировал рост. Так, за аналогичный период 2010/11 МГ Украина поставила за рубеж 163,2 тыс. т, 2011/12 МГ – 139,6 тыс. т, 2012/13 МГ – 161,1 тыс. т. В частности, экспорт в страны ТС, в первую очередь, благодаря главному покупателю украинского рафинированного подсолнечного масла - Белоруссии, демонстрирует аналогичную динамику: за первые десять месяцев 2010/11 МГ – 61,9 тыс. т, или 32,3% от общего объема, 2011/12 МГ – 36,4 тыс. т (21,5%), 2012/13 МГ – 43,2 тыс. т (26,8%).
Однако в свете недавних событий на украино-российской границе Украина может лишиться своих позиций в торговле подсолнечным маслом со странами СНГ, в том числе и Таможенным Союзом. По крайней мере, таковы угрозы России в случае подписания Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом.
Россия указывает на то, что если страна-партнер по зоне свободной торговли СНГ (в данном случае, Украина) изменит существенным образом свой торговый режим с третьими странами вне этой зоны таким образом, что это приведет к значительному росту импорта, наносящему ущерб отраслям стран Таможенного союза и Единого экономического пространства, то такая страна может потерять свои торговые привилегии.
По сути дела, речь идет о том, что украинские товары, которые сейчас благодаря зоне свободной торговли ввозятся на территорию Таможенного союза по льготному режиму, будут облагаться пошлинами на общих основаниях. В данный момент для всех украинских товаров, кроме белого сахара, при поставке в страны ТС пока еще действует нулевая ставка и упрощенное оформление. Но с введением пошлин издержки украинских производителей возрастут, что непосредственно скажется на финансовых результатах компаний и объемах экспорта в этом направлении.
Для сравнения: импортная пошлина ТС на рафинированное подсолнечное масло для третьих стран составляет 15%, с последующим снижением до 12%, но не менее 0,09 евро за килограмм.
Средняя экспортная цена на украинское рафинированное масло (в т. ч. бутилированное) составляет примерно $1330/т DAP Беларусь (июль 2013 г.), что дает экспортерам около $180-200/т надбавки по сравнению с ценами на сырое подсолнечное масло. При необходимости дополнительной оплаты пошлины в 12-15% оно может потерять ценовую привлекательность по сравнению с российским аналогом, а самим экспортам придется платить дополнительно около $150 за тонну масла, что в годовом исчислении при объеме экспорта в ТС в 45 тыс. т может вылиться в $6,7 млн.
Для российских потребителей украинские товары также могут подоать. Но украинскому рафинированному подсолнечному маслу на рынках России, Белоруссии и Казахстана быстро найдется замена – Россия сама является крупным производителем подсолнечного масла, в т. ч. рафинированного, и способна заместить украинское масло на своем и соседних рынках. Россия в 2012 г. экспортировала около 218 тыс. т рафинированного бутилированного подсолнечного масла и без того активно конкурирует с Украиной на собственном рынке и особенно на рынках соседних стран.
Основными украинскими экспортерами рафинированного (бутилированного) подсолнечного масла являются Группа компаний "Кернел" (ТМ “Стожар”, “Подсолнухи”), львовская "Майола" (ТМ "Triana, "Gold", "Mayolla", "Eko Natura", "Olio D"oro") и "Бунге Украина" (ТМ "Олейна"), суммарная доля которых среди украинских экспортеров составляет около 47%, в частности, при поставках на рынки ТС – 45%. Группа «Креатив» (ТМ "Iveria", "Сонола", "Baraqa", "Масловия", "Кум") также является крупным экспортером рафинированного подсолнечного масла.
Практически те же компании являются и крупными производителями и экспортерами и сырого подсолнечного масла в третьи страны и смогут компенсировать сокращение экспорта фасованной продукции, если такое произойдет, за счет увеличения отгрузок сырого масла. Однако, именно по бутилированной продукции страны ТС являются для них ключевыми, принося весомую прибыль в виде добавленной стоимости.
Фактически, компании из стран СНГ покупают в Украине масло либо потому, что оно дешевле российского, либо ввиду и территорий и налаженных торговых связей, например, для дальнейшего бутилирования. Кроме того, в отличие от Украины, потребление рафинированного подсолнечного масла рынками России, Беларуси и Казахстана продолжает расти. Казахстан вообще представляется очень емким и перспективным рынком для расширения поставок рафинированного масла.
Введение странами ТС (Россией) обычного таможенного режима с Украиной будет касаться не только подсолнечного масла, но и всех групп товаров. А вышеперечисленные страны – стратегические по многим группам украинской пищевой продукции. Вопрос о переориентации украинского пищевого экспорта на рынки третьих стран стоит давно и, вероятно, украинскому правительству и производителям уже пора задуматься над его решением. Безусловно, это должно быть связано как с повышением качества украинской продукции сельского хозяйства, так и с ее промоушеном на мировых рынках и более активной работой с регулирующими органами других стран.
В 2012/13 МГ, согласно прогнозу компании «ПроАгро», Украина произведет 3,7 млн. т подсолнечного масла, в т. ч. около 550 тыс. т рафинированного. В следующем 2013/14 МГ производство может составить 4,1 млн. т и 610 тыс. т соответственно.
Экспорт рафинированного подсолнечного масла в текущем сезоне достигнет 190 тыс. т, а в следующем 2013/14 МГ, вероятно, вырастет еще больше. Если только ТС под руководством России не изменит правила импорта украинских товаров.
Инф. proagro
agrinews.com.ua