Состоялись переговоры заместителя руководителя Россельхознадзора РФ Евгения Непоклонова с начальником главного управления санитарии сельскохозяйственного производства Испании Валентином Альманса де Лара. Участвовавший в переговорах посол Испании в России Хосе Игнасио Карбахаль Гарате подчеркнул значение товарообмена России и Испании, который достигает $11 млрд в год, причем из России в Испанию поставляется товаров на $8 млрд, а из Испании в Россию - на $3 млрд, сообщает Россельхознадзор.
В.Лара ознакомил Е.Непоклонова со структурой возглавляемого им управления, обеспечивающего контроль эпизоотической ситуации на территории Испании, пограничный контроль грузов, поднадзорных ветеринарной службе, и контроль безопасности пищевых продуктов. Он заверил Е.Непоклонова, что ветеринарная служба Испании готова обеспечить полное выполнение ветеринарно-санитарных норм и требований законодательства России и Таможенного союза.
В свою очередь, Е.Непоклонов заверил В.Лара в том, что Россельхознадзор готов изучить все предложения испанской стороны по реальному обеспечению гарантий безопасности продукции животного происхождения, поставляемой Испанией на рынок стран Таможенного союза. Е.Непоклонов заметил, что в наибольшей степени Россельхознадзор беспокоят не отдельные недостатки, выявленные российскими инспекторами при обследовании испанских предприятий, а системные недостатки в работе контрольно-надзорной системы Испании.
В.Лара выразил уверенность в работоспособности этой системы в целом - в 2012 году им было получено от Россельхознадзора 29 уведомлений на несоответствие продукции требованиям законодательства России и Таможенного союза, выявленное по итогам лабораторного мониторинга, при поставке 6072 товарных партий, что составляет 0,5% от их общего числа. В.Лара согласился, что это число достаточно велико, учитывая, что речь идет о безопасности пищевой продукции, но все же демонстрирует работоспособность системы.
В.Лара также заметил, что каждый оператор рынка, отправляющий продукцию в Россию или другие страны Таможенного союза, впредь будет подписывать декларацию, удостоверяющую его о с нормами и требованиями России и Таможенного союза, и согласие их выполнять. Гарантом безопасности продукции при этом будет выступать испанская ветеринарная служба.
Осенью 2012 года, заметил В.Лара, ветеринарная служба Испании провела проверку предприятий, поставляющих продукцию в Россию, и удалила из соответствующего реестра как не соответствующие требованиям законодательства России и Таможенного союза, 60 из них (16%). По его мнению, повышению эффективности этой работы будет содействовать создание вопросника для инспекторов, согласованного с Россельхознадзором.
Кроме этого, повышению уровня безопасности продукции, предназначенной для российского рынка, по мнению В.Лара, будет способствовать введение на предприятиях системы самопроверки, основанной на принципах HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points (HACCP) - концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции).
Е.Непоклонов заметил, что хотя подобные меры сами по себе могут быть полезны в повышении общего уровня безопасности поднадзорной продукции, они не смогут решить главной и наиболее неприемлемой проблемы - проблемы необоснованной сертификации поднадзорной продукции испанской ветеринарной службой.
Так, российские эксперты при обследовании испанских предприятий убедились, что их специалисты не ознакомлены с требованиями Таможенного союза, передает ИА «Казах-Зерно». Положение усугубляется тем, что 82% испанских предприятий, обладающих правом поставки продукции на рынок стран Таможенного союза и внесенные в соответствующий реестр под гарантии ветеринарной службы Испании, никогда ею не проверялись на соответствие нормам Таможенного союза.
В результате, Россельхознадзором в 2012 году выявлено 73 случая нарушений при поставках в Россию испанской продукции животного происхождения, при этом 14 партий продукции были возвращены поставщику. По итогам лабораторного мониторинга испанской пищевой продукции на безопасность, 29 предприятий переведены на режим усиленного контроля, а 4 из них после выявления повторного нарушения удалены из реестра поставщиков. Ветеринарная сертификация поднадзорных грузов, как выяснилось в ходе инспекции, проводится, как правило, без осмотра продукции.
Лабораторные исследования, как показала та же инспекция, проводятся лишь на соответствие продукции нормам Евросоюза, но не России и Таможенного союза. При этом нормативная база Евросоюза с одной стороны, и России и Таможенного союза с другой стороны, по допустимым остаточным количествам вредных и опасных веществ, в ряде случаев различается весьма значительно. Такая практика сказывается и на используемых в Испании методиках и оборудовании, обеспечивающих пониженную чувствительность анализа.
Таким образом, заметил Е.Непоклонов, в течение длительного времени Испания использовала практику недостоверной ветеринарной сертификации, когда в ветеринарных сертификатах на продукцию, поставляемую как минимум 82% испанских предприятий, безосновательно указывалось полное ее соответствие нормам и требованиям законодательства России и Таможенного союза. Для исправления существующего положения, отметил Е.Непоклонов, ветеринарная служба Испании могла бы провести глубокую инспекцию предприятий-поставщиков, не проверявшихся Россельхознадзором, приостановив поставку ими продукции на рынок России и других стран Таможенного союза.
Это же время могло бы использоваться для методологического и инструментального переоснащения лабораторий для проверки продукции на соответствие нормам и требованиям законодательства России и Таможенного союза в отношении безопасности пищевой продукции. По мере восстановления доверия Россельхознадзора к работе испанской ветеринарной службы, ограничения могут быть сняты. Любые предложения по усовершенствованию системы, обеспечивающей безопасность поставляемой продукции, представленные испанской стороной в письменном виде, заверил Е.Непоклонов, будут внимательно изучены Россельхознадзором.
Вместе с тем, подчеркнул он, при отказе испанской стороны от принятия программы временного самоограничения в отношении поставок и модернизации контрольно-надзорной системы, защитные меры могут быть предприняты самим Россельхознадзором. Кредит доверия к контрольно-надзорной системе Испании, в связи с практиковавшейся ею в течение ряда лет ничем не обоснованной ветеринарной сертификацией, исчерпан, напомнил Е.Непоклонов, поэтому просьба В.Лара о непринятии ограничительных мер еще в течение 1,5 месяцев не может быть принята.
В.Лара сообщил Е.Непоклонову о том, что свое решение относительно возможного введения временного самоограничения на поставки испанской продукции в Россию, он сможет принять лишь после консультаций с министром сельского хозяйства Испании.
Посол Испании в России Хосе Игнасио Карбахаль Гарате отметил трудность проходивших переговоров, и напомнил об отношениях конструктивного сотрудничества, сложившихся между Испанией и Россией. При этом он заметил, что приостановка поставок продукции животного происхождения из Испании в Россию может привести к уменьшению товарооборота на $300 млн, что негативно скажется на динамике российско-испанских отношений. Он посоветовал Е.Непоклонову не принимать решений без дополнительных консультаций, а также предоставить ветеринарной службе Испании дополнительно 2 месяца для устранения выявленных в ее работе недостатков.
Е.Непоклонов заверил Хосе Игнасио Карбахаля Гарате в том, что предпринимаемые им, как главным ветеринарным инспектором России, меры направлены на повышение уровня безопасности в российско-испанской торговле продукцией животного происхождения, и относятся исключительно к профессиональной сфере, регулируемой как национальным, так и международным ветеринарным законодательством.
Инф. kazakh-zerno
agrinews.com.ua