Президент Грузии Михаил Саакашвили в категорической форме потребовал не препятствовать строительству железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, которая призвана соединить железные дороги Южного Кавказа с Европой через Турцию и ожидается Казахстаном для развития транзитного потенциала в рамках проекта «Новый шелковый путь».
В не меньшей степени свои надежды связывают с этой транзитной линией и казахстанские экспортеры зерна, нацеленные на емкие рынки Турции и Причерноморья.
«Я категорически требую, чтобы эти вопросы были пересмотрены, чтобы произошло серьезное общественное рассмотрение этой темы в целом, и чтобы правительство не принимало никаких решений в этом направлении», - сказал М. Саакашвили, отреагировав на заявление премьер-министра Бидзины Иванишвили о том, что данный проект «порождает ряд вопросов» и «требует урегулирования».
«Меня очень обеспокоило заявление о пересмотре темы железной дороги Карс-Ахалкалаки и возможности прекращения этого строительства, потому что это - один из самых главных проектов после обретения независимости Грузии. Потому что это - железная дорога, которая дает нам возможность связаться с Европой в обход России и напрямую соединиться со странами Евросоюза в ситуации, когда мы уже идем к безвизовому режиму, к соглашению об ассоциации и кству в ЕС в будущем», - подчеркнул М. Саакашвили.
По мнению президента, «такие разговоры об этом проекте, как и разговоры о том, что он угрожает экологии, - это высосанная из пальца глупость, и ничего больше».
«В то же время идут разговоры о том, чтобы взамен на что-то полностью перейти на российскую электроэнергию и, практически, снять с российской энергокомпании обязательства, которые служат созданию новых мощностей в Грузии - то есть, энергетической независимости Грузии. Оба этих заявления правительства и премьер-министра отдаляют нас от Европы и связывают кабальными отношениями с Российской Федерацией», - считает он.
Железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс реализуется с 2007 года на основании межгосударственного соглашения между Грузией, Азербайджаном и Турцией. Его завершение запланировано на конец 2013 года. Строительство грузинского участка магистрали финансируется на средства льготного кредита в $775 млн., откуда к 1 октября 2012 года из госнефтефонда Азербайджана уже выделено $403,3 млн.
Проект включает строительство ветки Карс-Ахалкалаки протяженностью в 98 км, из которых 68 км приходится на территорию Турции, и 30 км - на территорию Грузии. Кроме того, на грузинской территории реконструируются 183 км железной дороги Тбилиси-Ахалкалаки. Также в Ахалкалаки должен быть построен пункт по переходу поездов на европейскую колею.
Источник kazakh-zerno
agrinews.com.ua