В первой части интервью министр экологии и природных ресурсов Эдуард Ставицкий рассказал о результатах тендеров на разработку нефтегазоносных площадей. Во второй части интервью РБК-Украина министр детализировал планы наполнения госбюджета от проведения конкурсов, рассказал о планах по полной ликвидации нелегальных шахт по добыче угля (копанок), о планах по добыче метана, а также об экологическом паспорте.
РБК-Украина: По данным Минэкономики США, Украина находится на шестом месте в мире по количеству полезных ресурсов.
Эдуард Ставицкий: Да, действительно, так и есть, мы должны научиться правильно их добывать и распределять. Это данные, которые базируются на имеющейся у нас информации. Думаю, детальное подтверждение будет по геологическому материалу и информации, которые мы передали в лабораториюСША.
РБК-Украина: Ранее в СМИ Вы называли, что в 2011 г. государственные недра принесли украинскому бюджету 380 млн грн при 260 млн грн запланированных. Какие суммы поступлений можно ожидать для бюджета по итогам 2012 г.?
Эдуард Ставицкий: Предполагаю, что цифра будет в два раза большей. Плюс - не считаем конкурсов, которые идут отдельной строкой бюджета. На сегодняшний день уже проведены три конкурса. По итогам года число конкурсов должно достигнуть пяти.
РБК-Украина: А на 2013 г.?
Эдуард Ставицкий: Еще мы рассматриваем две возможные площади. Одна на суше, как я уже сказал, площадь, которую мы сейчас изучаем совместно с ExxonMobile. И еще одна площадь в Черном море - «Таврия».
Я не беру сейчас во внимание более мелкие проекты, которых тоже достаточно. Я говорю о глобальных вещах, о площадях более 7 тыс. кв. км.
РБК-Украина: На этих пяти площадях каков суммарный прогнозируемый объем газа?
Эдуард Ставицкий: В Украине на сегодня по Ц1 (то, что можно изъять из недр) по балансу обсчитывается 1 трлн 345 млрд куб. м. Это то, что мы можем гарантированно извлечь. А по площадям, на которые проводятся конкурсы, цифры разнятся.
Западные специалисты считают, что Юзовская площадь составляет порядка 8-10 трлн куб. м. Я склонен более скромно оценивать - 2-3 трлн куб. м.
Олесскую площадь западные специалисты оценивают в 2-3 трлн куб. м. Но я реалист и полагаю, что речь идет о 0,5-1 трлн куб. м.
По Скифской площади западные специалисты предполагают более 500 млрд куб. м. Я думаю, что 250-300 млрд куб. м.
Но все равно, если посмотреть и разложить на добычу, которая в среднем, согласно мировой практике, ведется на данного рода площадях, это порядка 10 млрд куб. м в год. Соответственно, проекты рассчитаны на 50 лет.
Если мы всего этого добьемся, по моим оценкам, за 5-7 лет Украина выйдет на промышленную добычу, что позволит полностью обеспечить себя углеводородным сырьем. Может быть, по части нефти не сможем полностью закрыть свои потребности, но к тому моменту, предполагаю, уже будут доведены до ума технологии по синтезу природного газа, которые позволят из природного газа получать дизельное топливо.
Тогда в совокупности можно будет говорить о том, что Украина за счет собственного ресурса станет энергонезависимой. Поэтому, чтобы запустить процесс инвестирования в добычу углеводородов, мы стараемся быстрее пройти все бюрократические моменты, связанные с определением победителей, заключения договоров, принятия решений на уровне Кабинета министров.
РБК-Украина: Насколько активно Минприроды после окончания тендеров участвует в процессе разработки месторождений?
Эдуард Ставицкий: Мы четко прописываем все условия и договора, программа работ утверждается в соответствии с этими документами. Идеологическая служба по средствам государственного юридического контроля ведет научно-идеологический мониторинг. Нельзя забывать и про экологическую инспекцию.
РБК-Украина: По словам аналитиков, пласты сланцевого газа залегают глубже, чем запасы воды и при гидроразрыве пласта химикаты, используемые для этого разрыва, попадают в воду. Противники этого метода считают, что он вызывает землетрясения. Причем, некоторые страны уже запретили добычу сланцевого газа на своих территориях, в частности, Болгария стала второй после Франции страной ЕС, запретившей гидроразрыв и отозвавшей лицензию на добычу сланцевого газа у компании Chevron.
Эдуард Ставицкий: Это все лирика. Вы знаете, многим не нравится, что Украина сейчас проводит такие крупные инвестиционные проекты по увеличению добычи. Но 50 млрд куб. м газа - это серьезный рынок потребления.
Соответственно, борьба за рынки всегда велась и будет продолжаться. Меня не удивляет эта борьба и лобби некоторых компаний.
Мы ведем работу, и я уверен, что никаких проблем с этим нет. Уже доказано, что никакая добыча путем гидроразрыва не влечет за собой загрязнения подземных вод. Соответственно, на человека это никак не влияет и на природу в целом, включая биосферную составляющую.
РБК-Украина: То есть, через 5-7 лет мы сможем добывать столько газа, что закроем все внутренние потребности.
Эдуард Ставицкий: Я уверен в этом. Более того, мы будем наращивать вопросы по энергоэффективности и энергосбережению. Плюс рассматривается вопрос замещения природного газа углем - газификация угля и использования на ТЭС данного топлива.
РБК-Украина: Насколько успешен данный процесс?
Эдуард Ставицкий: Реализуется большой проект с Китаем - почти на 4 млрд долл. Дальше будет больше.
РБК-Украина: Когда окончательно разрешится ситуация с Vanco?
Эдуард Ставицкий: Уверен, в этом году мы поставим позитивную для Украины точку в этом вопросе. Пришли документы из Стокгольмского арбитража, которые в ближайшие недели будет рассматривать Межведомственная комиссия. О ее решении мы поставим всех в известность.
Считаю, что решение по Прикерченскому месторождению следует принимать с точки зрения максимального ускорения привлечения инвестиций и разработки этого месторождения.
РБК-Украина: А о чем Вы говорили в ЕС в рамках встречи по охране окружающей среды? Какие есть конкретные договоренности?
Эдуард Ставицкий: О налаживании совместной работы Украины и Еврокомиссии. Я познакомился с еврокомиссаром, который занимается вопросами глобального потепления и климата, встретился с еврокомиссаром, который отвечает за охрану окружающей среды.
Обсуждали вопросы сохранения экосистемы Украины. Также в ноябре у нас пройдет большая конференция с участием общественных организаций.
Вследствие тех договоренностей, у меня сегодня были представители ОБСЕ. Их очень удивило, что мы далеко продвинулись в создании экологического паспорта, поскольку они тоже лишь в начале этого пути.
РБК-Украина: Расскажите конкретнее об экологическом паспорте.
Эдуард Ставицкий: В ближайшем будущем будет создана Зеленая Конституция планеты. В соответствии с этим, каждая страна берет на себя определенные обязательства.
В рамках этих обязательств мы работаем над созданием базы экологических паспортов - сперва идем по предприятиям, которые относятся к первой-второй группам загрязнения, затем переходим к третьей-четвертой. Мы создали при министерстве центр, где все будет автоматизировано, и в ближайшее время презентуем идею экологического паспорта в целом.
Суть же экологического паспорта - в упрощении взаимоотношений бизнеса и контролирующих органов, чтобы каждый человек, проживающий в Украине, понимал, что делается в вопросе окружающей среды и как на это реагировать. Все будет на электронном носителе. Никакого дополнительного документа - это уже позавчерашний век. База будет создаваться и дорабатываться.
РБК-Украина: От идеи извлекать метан из шахт отказались окончательно?
Эдуард Ставицкий: Не отказались. Компания ExxonMobilе ведет с нами эту работу. Согласно меморандуму, мы передаем им информацию, связанную с метаном угольных пластов. У нас есть площадь на 5-6 тыс. кв. км (Луганская и Донецкая области), где мы видим одним из источников углеводородов добычу метана из угольных пластов.
РБК-Украина: Сколько необходимо инвестировать в этот проект?
Эдуард Ставицкий: Средняя цена добычи метана из угольных пластов - около 100 долл. за 1 тыс. куб. м, но эта цена колеблется. Добыча ведется, но еще не промышленным способом.
Для добычи метана нужно сразу ставить генерирующие установки, на месте перерабатывающие газ в электроэнергию. В этом и суть увеличения затрат, и способа добычи. Думаю, что в течение года будет все понятно по вопросам промышленного производства.
РБК-Украина: Когда будет закрыт вопрос по копанкам?
Эдуард Ставицкий: В 2010 г. объем «черной добычи» на рынке углеводородов в Украине оценивался на уровне 10% от общего объема. Сегодня не набежит и 1%.
Мы знаем эти нашумевшие кадры из фильмов, где, якобы, используется детский труд. Журналисты часто пытаются что-то выхватить из контекста, чтобы «поддать перца» в свои материалы. Но в целом проблема данная существовала.
Нельзя сказать, что этот вопрос мы закрыли на 100%, но второй год мы занимаемся легализацией добычи по мелким шахтам - дерегуляцией, лицензированием. На эту задачу обратил внимание Президент Украины. На таких шахтах необходимо наладить легальную добычу, обеспечить безопасность людей и дать им нормальные условия труда.
Бизнесмены на это смотрят достаточно позитивно. В основном, это Луганский регион. Думаю, максимум до следующего Лета, мы всех легализуем.
РБК-Украина: И как легализуют копанки?
Эдуард Ставицкий: Есть геоинформация. Мы знаем, где проверять, работают геоконтроль и экологическая инспекция. Мы выявляем факты нарушения, прокуратура реагирует. Но мы подходим не с точки зрения повального наказания, ведь для некоторых поселков копанки - это единственный способ заработать.
Мы упростили все вопросы, связанные с получением лицензий. Работа последний год ведется по принципу «единого окна». Сократили процедуру рассмотрения и убрали большеины согласовательных документов. Единственное, что нужно от предпринимателя, - пройти соглашение по земле в местных советах. И мы в течение 30 дней выдаем лицензию.
РБК-Украина: Сколько надо заплатить за такую легализацию?
Эдуард Ставицкий: Согласно государственной оценке запасов - по льготному тарифу. То есть, с учетом понижающих коэффициентов для добычи угля таким способом.
РБК-Украина: Сколько на сегодня лицензий на разработку на нефте- и газодобычу выдано частным компаниям?
Эдуард Ставицкий: За прошлый год с учетом конкурсов - не более 40. В целом по природным ресурсам - более 3 тыс. лицензий. Сейчас в реестре около 3,5 тыс. лицензий.
По углеводородам - около 400 лицензий, по углю, с учетом малых шахт, - около 1 тыс. Остальные лицензии - это в основном вода и немного железной руды.
Беседовал Алексей Беловол
Инф. rbc
agrinews.com.ua