Количество вредоносных писем в спаме стремительно возросло на фоне общего снижения доли мусорных сообщений в почтовом трафике.
Приемы социальной инженерии в нежелательной почте становятся все изощренней, а спамеры занимаются саморекламой все активнее. Это отметили эксперты Лаборатории Касперского в отчете о деятельности спамеров в третьем квартале 2011 года, текстом которого располагает ЛІГА.Бизнес.
В III квартале эксперты выделили важную тенденцию: несмотря на то, что количество спама в почте снизилось, его содержание стало существенно опасней. Средний показатель доли вредоносных писем за квартал достиг наибольшего значения за всю историю наблюдений – 5,03%. Однако общая доля спама уменьшилась на 2,7% и составила 79,8% почтового трафика. По мнению спам-аналитиков Лаборатории Касперского, такой рост во многом обусловлен признаками "второй волны" мирового экономического кризиса.
Самой нашумевшей стала история с фишинговой атакой на любителей McDonald’s. Нестандартная многоступенчатая схема была создана так, что сначала пользователь получал письмо, где ему предлагалось якобы принять участие в онлайн опросе о качестве питания в ресторанах McDonald’s, а затем получить вознаграждение за ответы на свой банковский счет. Для этого требовалось всего лишь ввести данные карты, которые переадресовывались злоумышленникам, а деньги со счета соответственно пропадали.
В распределении источников спама по странам продолжается общая тенденция 2011 года: все больше спама рассылается из развивающихся стран. Так, в тройку лидеров входят Индия (+0,7%), Индонезия (+4,7%) и Бразилия (+0,8%). В Tоп-10 не вошла ни одна западноевропейская страна. Россия и США тоже не попали в первую десятку рейтинга. При этом Россия, как и в первых двух кварталах, продолжает оставаться лидером по количеству срабатываний почтового антивируса.
В тематическом распределении спама происходили существенные изменения. По сравнению с предыдущим кварталом существенно сократилась доля рубрик "заказного" спама. Заметно увеличилась самореклама спамеров (+9%). В то же время заметно выросла доля категорий спама, распространяемого через партнерские программы - "Медикаменты; товары/услуги для здоровья" (+10,9%), "Реплики элитных товаров" (+5,2%), "Спам для ых" (+4,1%).
"В случае дальнейшего ухудшения ситуации в мировой экономике мы ожидаем, что партнерский спам в следующем квартале будет расти, - комментируют авторы отчета Дарья Гудкова и Мария Наместникова. - Это касается не только спама, содержащего вредоносные вложения, и спама "для ых", но и других видов "традиционного" партнерского спама - такого, как распространение рекламы фармацевтических товаров, копий предметов роскоши и дешевого программного обеспечения".
Авторы отчета также прогнозируют, что количество заказчиков спама в ближайшее время будет уменьшаться, что приведет к росту количества рассылок, содержащих саморекламу спамеров.
ЛIГАБiзнесIнформ
agrinews.com.ua