Россия может повысить цены на газ для Украины, если украинская сторона введет импортные пошлины на российские нефтепродукты.
Такое мнение высказал директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, сообщает РБК Daily со ссылкой на Rusenergy.
По словам Симонова, "экономика Украины сильно завязана на России, и в торговой войне РФ могла бы применить аналогичные меры в таких отраслях, как сельское хозяйство и металлургия".
"Инструментом может стать и стоимость газа, в частности Россия может снизить скидку для Украины на "голубое топливо", - считает эксперт.
При этом Симонов отметил, что намерения ввести пошлины скорей всего являются не элементом таможенной войны, а желанием украинских властей сохранить значительные объемы поставки нефти в страну и не уничтожать украинскую нефтепереработку, которая в последнее время не совсем контоспособна. Эксперт полагает, что если пошлины будут введены - это может быть ошибочное решение. Гораздо больше пользы могло бы принести решение о вступлении Украины в Единое таможенное пространство.
Аналитик ИФК Метрополь Александр Назаров называет введение пошлины политически непопулярным решением, ведь это неизбежно приведет к росту цен на нефтепродукты для конечных потребителей.
Как полагает аналитик Инвесткафе Григорий Бриг, вслед за ростом цен на импортные нефтепродукты может вырасти стоимость и украинского бензина.
"Это точно произойдет, так как украинские НПЗ не смогут резко увеличить объемы производства и заместить импортные нефтепродукты", - сказал он.
В то время как большинство НПЗ страны не работают в полную силу, доля импортных нефтепродуктов на рынке Украины в 2010 году достигла 40%. Причем, в отношении Кременчугского НПЗ, это происходит из-за моратория российских нефтяных компаний на поставки нефти на завод.
Напомним, в декабре 2010 года Минэнерго обратилось с письмом к премьер-министру Николаю Азарову по поводу необходимости проведения специального расследования относительно импорта нефтепродуктов в Украину и введения заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов.
В свою очередь, Минэкономразвития пришло к выводу, что инициирующее введение пошлин Минэнерго в записке о необходимости этой меры неверно изложило уровень соотношения цен импорта и украинских нефтепродуктов.
"Согласно выводам Минфина, показатели статистической информации Минэнерго не соответствуют официальным данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, а именно стоимость бензинов и дизельного топлива отечественного производства завышена приблизительно на 30%", - отмечено в письме Минэкономразвития.
Также, министерство сообщило, что Минэнерго в своих обоснованиях относительно необходимости пошлин занизило среднюю таможенную стоимость бензинов.
Тем не менее, отмечает А-95, несмотря на данные выводы, 4 января 2011 г. Минэнерго направило повторное письмо первому вице-премьер-министру, министру экономического развития и торговли Андрею Клюеву о необходимости введения заградительных пошлин на импорт нефтепродуктов.
* * *
Как сообщалось, Антимонопольный комитет дил дело по факту резкого повышения цен на бензин марок А-95 и А-92 в конце 2010 и в начале 2011 годов со стороны основных операторов рынка.
Напомним, что Министерство энергетики и угольной промышленности Украины договорилось с владельцами нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) о стабилизации розничных цен на нефтепродукты с 1 февраля 2011 года.
А премьер-министр Николай Азаров объяснил рост цен на бензин низкими показателями производства нефтепродуктов.
Как сообщалось, по данным Министерства экономического развития и торговли Украины, главными причинами роста цен на автомобильное топливо с начала 2011 года стали повышение ставок акцизного сбора и рост мировых цен на нефть.
Напомним, ранее Антимонопольный комитет заявил, что из-за ввоза нефтепродуктов без уплаты акцизов и НДС компанией Ливела государственный бюджет в 2010 потерял около 3 млрд гривен.
По материалам: РБК daily
Инф. korrespondent
agrinews.com.ua