Немецкие школьники стали учиться успешнее, однако в международном сравнении они по-прежнему находятся лишь на среднем уровне. К такому выводу можно прийти на основании изучения результатов нового сравнительного исследования PISA (за 2009 год), которые во вторник, 7 декабря, были представлены в Берлине Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
На сей раз, как и в 2000 году, основной упор делался на проверке навыков чтения (в 2003 году в центре внимания была математика, а в 2006 - естествознание). Проверке были подвергнуты около полумиллиона школьников в возрасте 15 лет в 65 странах. В Германии в тестировании участвовали около пяти тысяч произвольно выбранных учащихся из 230 школ, уточняет журнал Spiegel в своей онлайн-версии.
Главное достижение - чтение
Главным достижением немецких школьников стало улучшение навыков чтения. Если в 2000 году на уровне начальной школы или хуже читали 22,6 процента учащихся, то в 2009 их число сократилось до 18,5 процента. Авторы доклада PISA, однако, констатируют, что снижение данного показателя лишь на 4 процента - результат весьма скромный. Ведь, к примеру, в Латвии за тот же период число школьников, читающих на самом примитивном уровне, сократилось на 13 процентов.
К тому же в международном сравнении общие показатели немецких школьников по чтению оказались лишь на среднем уровне. Так, если немцы набрали 497 пунктов (на 13 больше, чем в 2000 году), то финны - 536, а южные корейцы - даже 539.
Кстати, своими более успешными показателями по чтению Германия обязана в первую очередь кам, а не мальчикам. Если среди немецких школьниц число читающих на уровне начальных классов или хуже сократилось за отчетный период на шесть процентов, то среди мальчиков - только на три процента.
Математика и естествознание
По математике и естествознанию, которые на сей раз тестировались не столь тщательно, немецкие школьники вновь продемонстрировали хорошие результаты. По этим дисциплинам Германия находится на уровне выше среднего. Однако лидерами по данным предметам стали школьники из Шанхая, Сянгана (бывшего Гонконга) и Сингапура.
Социальные факторы
Авторы доклада PISA приходят к выводу, что в Германии успехи в школе по-прежнему в большой степени зависят от социального происхождения учащихся. Дети из иммантских семей, родители которых родились за пределами ФРГ, по-прежнему учатся значительно хуже сверстников-немцев. Однако разрыв между ними сократился с 90 пунктов в 2000 году до 56 - в 2009-м. Примерно такое же отставание зафиксировано у школьников, у которых дома не говорят по-немецки.
"Улучшить набор учителей"
По мнению главы исследования PISA Андреаса Шляйхера, Германии следует позаботиться о том, чтобы улучшить отбор учителей. "Необходимо понять, что лучшие головы должны быть предназначены для школ. Такие страны, как Финляндия, хорошо понимают это", - констатировал Андреас Шляйхер в интервью газете Frankfurter Rundschau.
Андреас Шляйхер также подверг критике тот факт, что в ФРГ преподавание зачастую ведется по модели промышленных предприятий. "Кто-то разрабатывает учебный план, а педагог должен идти в класс и осуществлять его", - пояснил он, передает Немецкая волна.
Инф. mignews
agrinews.com.ua