В течение 5 лет госкомпания «Автодор» обойдется казне почти в 800 млрд руб., а работать все это время она будет в убыток.
В конце октября 2009 года на заседании наблюдательного совета госкомпании "Автодор" было решено передать ей в уставный капитал трассы М-4 «Дон» (Москва — Новороссийск) и М-1 «Беларусь»(Москва — Минск). В проекте документов, который предложат на подпись Владимиру Путину, значится еще одна трасса — Москва — Санкт-Петербург. Правда, передавать госкомпании здесь пока нечего: строительство дороги еще не начиналось, первую очередь должны закончить лишь к 2018 году.
Кроме того, госкомпания получит права на еще один амбициозный проект — Центральную кольцевую автодорогу в Подмосковье. Первую очередь строительства дороги (313,8 из общих 522 км) пока тоже планируют завершить к 2018 году. Но это лишь первый этап развития госкомпании. Всего к 2015 году в управлении у «Автодора» будет находиться 13 объектов: не только федеральные, но и региональные дороги, и даже два платных моста — через Волгу у Ульяновска и в Саратовской области. Всего — около 5 000 км. К 2023 году «Автодор» по этому плану будет управлять уже более 8 000 км дорог, а к 2030 году — 20 000 км, в том числе международным транспортным коридором Западная Европа — Китай.
Плата за проезд
Полностью платными будут лишь новые трассы, которых пока нет на карте, а у уже существующих дорог на платной основе госкомпания собирается эксплуатировать лишь отдельные участки. У федеральной трассы М1 «Беларусь» платными будут 200 из 457 км, у трассы М3 «Украина» — 274 из 470 км. А главной кормилицей «Автодора», по планам чиновников, станет трасса «Дон» (Москва — Новороссийск), на сборах за проезд по которой (платными будут 637 из 1 517 км дороги) госкомпания собирается зарабатывать до 11,9 млрд в год (в 2015 году). Нетрудно подсчитать, что такую сумму можно заработать, только если загрузка дороги будет близка к нынешней (от 9 000 до 33 000 машин в сутки на разных участках), тогда цена за каждый из 637 платных километров не превысит 6 рублей. Если же загрузка будет сильно меньше, то проезд станет слишком дорогим.
Работа в минус
В ближайшие 5 лет «Автодор» будет работать в глубокий минус. Согласно планам госкомпании, за период с 2010 по 2015 год она получит 1 триллион 278 миллиардов рублей из бюджетных и внебюджетных источников. При этом расходы казны на содержание «Автодора» должны составить около 800 млрд руб. А инфраструктурных облигаций под госгарантии «Автодор» выпустит на 273 млрд руб. За эти же 5 лет «Автодор» в лучшем случае заработает лишь 62,8 млрд. Эта сумма почти в 2 раза меньше, чем необходимо на текущие расходы госкомпании (по планам содержать подведомственные дороги в 2010-2015 гг. госкомпании будет стоить 105 млрд руб.).
Между тем в Министерстве транспорта России ничего страшного в планах не видят. Срок окупаемости вложений в автодороги — от 10 лет, поэтому пока задача для госкомпании «сработать хотя бы в ноль», объясняет чиновник министерства. Стратегическая задача выйти к 2015 году на самоокупаемость, по его словам, конечно, поставлена, но реальное положение дел в автодорожной отрасли все прекрасно понимают.
Инф. delo
agrinews.com.ua