• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Мнение: Украинским компаниям следует отказаться от стратегий во время кризиса
    Опубликовано: 2009-08-12 12:00:25

    Президент группы компаний "Октава" Александр Кардаков рекомендует в период кризиса отказаться от понятия "стратегия" в пользу "видения".

    Классическая история успеха человека должна, наверное, начинаться со слов: "Однажды я проснулся и у меня родилась идея, как стать великим. После чего я сел и нарисовал проект..."

    О себе такую историю рассказать не могу. У меня не было ни happy-старта, ни четкой "карты местности", ни маршрута движения. Все, что я знал, выходя в открытое море бизнеса, - где-то есть земля, вода и пища, ну и, конечно, золото. В ходе следования определялись цели, стратегические и тактические, строились четкие планы, но единой глобальной и неизменной стратегии, как говорится по Портеру, у меня не было. Да, есть частные случаи, отдельные бизнесы, когда подобного рода стратегии разрабатывать целесообразно и даже необходимо. Но в большинстве бизнесов, по крайней мере на тех рынках, где работают мои компании, а это очень динамичные и высококонтные отрасли, наличие четкой стратегии только лишает компанию гибкости.

    Я хочу, чтобы читатель меня правильно понял: если у вас действительно есть возможность написать четкую стратегию на несколько лет вперед, пишите. Скорее всего, вам крупно повезло, а вашу нишу можно заносить в Красную книгу устойчивых секторов экономики, каких сейчас немного.

    Всем остальным, менее "удачливым" предпринимателям, рекомендую в период кризиса отказаться от понятия "стратегия" в пользу "видения". И вот почему...

    Для начала о самих понятиях. На днях у меня возник "теологический" спор с теоретиками по поводу понятий "стратегия" и "видение". В моем понимании стратегия - это когда цель лет на пять-шесть прибита к стене гвоздями и компания планомерно к ней идет. А видение - это ракета, оснащенная системой самонаведения, которая обеспечивает поиск, обнаружение, захват и сопровождение цели. Видение "ает" с движущейся целью и даже с целью, которая пока еще не обнаружена, а также учитывает то, где она будет в следующий момент времени.

    Представьте себе: 45-й день следования, еды почти нет, вода заканчивается, на корабле начинается паника. Вдруг капитан замечает чайку и понимает, что где-то в южном направлении в нескольких километрах есть земля, где можно отдохнуть и пополнить запасы. Капитан, который пользуется понятием "видение", изменит курс, зайдет на остров и пополнит запасы. А может быть, даже найдет золото (в совершенно неожиданном месте, кстати). Капитан, у которого есть четкая стратегия, будет продолжать следовать курсу и рискует заморить команду голодом или получить бунт на корабле.

    В чем состоят преимущества использования понятия "видение". В том, что вы, с одной стороны, открыты для новых возможностей, которые появляются на пути, а с другой - вы быстрее, проще, эффективнее сможете реагировать на флуктуации рынка. Учесть абсолютно все риски в текущей ситуации невозможно, а значит, либо вам придется постоянно менять стратегию (тогда зачем она нужна?), либо следовать курсу, несмотря ни на что, и верить, что бизнес и люди выдержат все препятствия.

    Что произошло сегодня, когда пришел кризис? Континенты сдвинулись, и мы получили "новый мир", в котором какие-то инструменты продолжают работать (правда, мы пока не знаем какие), а все остальные нужно будет придумать или вспомнить заново. Сегодня я снова выхожу в море бизнеса, не имея на руках карты. Соответственно, о четкой стратегии не может быть и речи. Я могу проанализировать спрос, посмотреть на тенденции, поговорить с клиентами и наметить ориентиры, т. е. задать направление движения, но точный пункт назначения и уж тем более порты-остановки мне сегодня неизвестны.

    Может сложиться впечатление, что используя видение, компания выходит в море исключительно на страх и риск капитана корабля, не имея представления о целях путешествия. Но давайте смотреть правде в глаза. Сегодня мы можем только предполагать и желать видеть компанию такой-то через какой-то период времени и, вероятнее всего, таким-то способом. Умение принимать решения, не имея полной информации, составляет искусство менеджеров. Эх, напрашивается тост: за искусных менеджеров, которые ведут свои корабли в условиях неопределенности и принимают правильные решения!

    Александр Кардаков, основатель компаний "Инком" и "Датагруп", президент группы компаний "Октава" (управляющая компания)      

    Инф. delo

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.