Не дождавшись государственной поддержки, крупнейшие производители страны объявили о начале массовых увольнений.
Автомобильная корпорация «Богдан», подконтрольная предпринимателю и политику Петру Порошенко, намерена уволить 3,5 тысячи сотрудников. О таком решении было объявлено вчера.
«Из-за спада рынка объемы производства корпорации уже упали в 5-6 раз. И при ухудшении ситуации нам придется сокращать людей», — отметил пресс-секретарь «Богдана» Сер Красуля. Всего в компании на сегодня работает около 9,5 тысячи человек.
Планы о сокращении персонала вчера также обнародовала корпорация «УкрАвто», контролирующая Запорожский автозавод (ЗАЗ). По словам совладельца «УкрАвто», народного депутата Тариэла Васадзе (на фото слева), в ближайший месяц ЗАЗ откажется от услуг тысяч своих сотрудников. «Надо производить то количество автомобилей, которое необходимо рынку. К примеру, если на заводе невозможно выпустить 200 тысяч автомобилей, как было раньше, то надо выпускать хотя бы 90 тысяч. Соответственно, количество сотрудников (сейчас около 9 тысяч человек. — «ДЕЛО») тоже сокращается», — объяснил Васадзе.
О грядущих сокращениях персонала на ЗАЗе знают и в Запорожской областной администрации. «Действительно, мы разговаривали с руководством ЗАЗа об увольнениях. К сожалению, многие предприятия должны оптимизировать таким образом рабочие процессы. Я не могу сказать, что это конец кризиса и что это последние увольнения», — объяснил источник в администрации.
Но при этом в Запорожском областном центре занятости информации о готовящихся масштабных сокращениях нет. Хотя такие данные, по закону, должны подаваться работодателем за несколько месяцев. В центре занятости «ДЕЛУ» сообщили, что на сегодняшний день ЗАО «ЗАЗ» запланировало уволить в апреле только 43 человека, а в мае — 311 человек.
Падение производства
Как для «АвтоЗАЗа», так и для предприятий «Богдана» первый квартал 2009 года ознаменовался значительным снижением производства и объемов продаж автомобилей.
Так, корпорация «Богдан» в январе-марте сократила производство легковых авто более чем втрое по сравнению с аналогичным периодом 2008-го, в то время как общие объемы производства корпорации за кризисный период упали в 5-6 раз. Напомним, что в настоящее время на предприятиях корпорации полномасштабно производится выпуск автомобилей ВАЗ и Hyundai. К тому же корпорации пришлось отказаться от дистрибуции в Украине автомобилей корейского бренда Kia.
Не лучше ситуация и с автомобилями, которые производятся на «АвтоЗАЗе», — Chevrolet и ЗАЗ. Как вчера сообщало «ДЕЛО», по результатам марта доля этих марок на рынке значительно потеряла в весе. Так, если по итогам прошлого года в Украине доля на рынке автомобилей Chevrolet составила 8,3%, а ЗАЗа — 13,3%, то по результатам марта 2009 года этот показатель упал до 5,7 и 4,1% соответственно.
Правительство оставило без помощи
По словам пресс-секретаря корпорации «Богдан» Сер Красули, такая плачевная ситуация в отечественном автопроме сложилась из-за отсутствия государственной поддержки. «Отсутствие экономической политики привело к тому кризису, который мы сегодня видим. Украина не настолько интегрирована в мировую экономику, чтобы страдать от мирового кризиса. Необходимо инвестировать деньги в свое производство, а не ввозить готовую продукцию. И мы считаем, что 13%-ную надбавку к пошлине нужно было ввести еще в сентябре, когда начались первые проблемы», — утверждает Красуля.
На предприятии же Тариэла Васадзе утверждают, что сегодня ЗАЗ делает ставку на увеличение импорта. Соответственно с этим руководители завода «все силы направляют на улучшение дистрибуционных сетей, поиск инвесторов и партнеров». Однако о том, каких успехов удалось достичь в этом направлении, пока не сообщается.
Корпорация «УкрАвто» владеет контрольным пакетом акций ЗАО «Запорожский автомобильный завод» (ЗАЗ), а также польского автозавода Fabrykа Samochodow Osobowych. В структуру корпорации также входят дистрибуторские компании: «Автокапитал» (Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep), «АвтоЗАЗсервис», «УкрАвтоЗАЗсервис» (Opel, ЗАЗ, Chevrolet, Daewoo), «Лада-Транс» («ВАЗ»), «ТДЦ-Авто» (грузовые автомобили), «Тойота-Центр Киев Автосаммит», «Автоцентр Голосеевский». «Колир-Авто» (официальный дистрибьютор «Херберт-Штандокс»), финансовая группа «Автоальянс-Инвест», компания «ЗИП-Авто».
Структура корпорации «Богдан»: ЛуАЗ (автозавод «Богдан»), «Черкасский автобус», «Богдан-Спецавтотехника», «Украинский автомобильный холдинг», «Кіа Моторс Украина», «Хюндай Моторс Украина», «Мега-Моторс», «Грузовые автомобили», «Автомобильный дом «Богдан», «Аква-Моторс», «Винница-Алеко», «Луганск-Алеко».
Ирина КОНОНЕНКО, Виталий ЕРМАКОВ
Инф. delo
agrinews.com.ua