Кризис усилил концию между производителями древесных плит. Они теперь вынуждены бороться за внутреннего покупателя. Однако и у их клиентов — производителей мебели — упали объемы производства.
«В мебельной отрасли объемы производства снизились в январе на 50%, в феврале — на 30%», — говорит Александр Беляев, президент Украинской ассоциации мебельщиков. По его словам, в январе-феврале прошлого года мебели в Украине было произведено на 600 миллионов гривен, а за тот же период этого года только на 400 миллионов.
В сложившейся ситуации снижение спроса в большей степени ощутили импортеры плит. Но и на производителях украинских плит экономическая ситуация в стране также сказывается. В частности, Николай Запека, маркетолог «Кроно Украина» (один из трех крупнейших украинских производителей ДСП с заводами в Ивано-Франковской, Львовской и Харьковской областях, входит в швейцарский концерн Swiss Krono Group), оценивает недопродажи продукции компании на уровне 20-30%.
«На рынки, куда мы экспортируем, тоже пришел кризис», — рассказывает Богдан Цуприк, директор «Сорбес Украина» (ТМ Swisspan by Sorbes, заводы в Ривненской и Ивано-Франковской областях). По его словам, основные рынки экспортного сбыта плит, произведенных швейцарской Sorbes Group на мощностях в Украине, — соседние страны, главным образом СНГ. А там тоже девальвируют национальные валюты. Другие рынки заняты, и крупному производителю ДСП места не найдется. У «Кроно Украина» ситуация схожая — рынки экспортного сбыта этого производителя тоже наши соседи.
В то же время Богдан Цуприк уверен, что некрупные отечественные производители корпусной мебели могут воспользоваться кризисом, а именно ценовыми преимуществами, которые дает девальвация гривни. «Некоторые производители уже используют эту возможность», — отмечает топ-менеджер «Сорбеса». Его поддержал президент Ассоциации деревообрабатывающего оборудования Василий Масюк: «Украинские предприятия могут работать оперативно, что дает им преимущества по сравнению с другими поставщиками недорогой мебели». Например, если говорить о поставщиках из Китая, временные затраты на транспортировку у них значительно большие, чем в случае доставки заказа автомобильным транспортом из Украины. Причем на все это время у заказчика замораживаются оборотные средства, так как китайские поставщики работают исключительно на условиях 100%-ной предоплаты. Таким образом, даже при примерно равнозначных ценах европейский заказчик отдаст предпочтение украинскому поставщику.
26% украинского экспорта древесины, древесной массы и продукции из них (в денежном выражении) в 2008 году — древесностружечные и древесноволокнистые плиты.
Марина Моисеева
Инф. delo
agrinews.com.ua