Доллар обречен, но он будет дорогим до тех пор, пока не закончится кризи. Девальвация американской валюты вряд ли примет характер стремительного обвала.
У председателя Федеральной резервной системы США Бена Бернанке есть прозвище — Бен Вертолет. Он получил его в 2002 году, когда отстаивал свой рецепт преодоления рецессии. Бернанке заявил: для прекращения спада, который в то время переживали Штаты, нужно накачивать экономику деньгами, при необходимости даже «разбрасывая их с вертолета». Сейчас такие взгляды разделяют и другие представители американского истеблишмента, а озвученный Беном Бернанке рецепт стал основой антикризисной программы правительства США. Однако сможет ли при этом доллар остаться крепкой валютой? Ведь согласно теории, если выпустить в обращение слишком много денег, они обесценятся. Так и будет, но произойдет это нескоро, прогнозируют экономисты.
Спасение в кредит
Меры, предпринимаемые властями США для поддержки банков и предотвращения дальнейшего спада ВВП, могут стать беспрецедентными по масштабу для стран с рыночной экономикой. В октябре 2008 года администрация Джорджа Буша добилась выделения $700 млрд на выкуп у частных компаний и банков неликвидных активов (к началу февраля уже потрачено $254 млрд), а 13 февраля Конгресс США принял план стимулирования экономики нового президента Барака Обамы на сумму $787 млрд. И это не все: министр финансов США Тимоти Гайтнер заявил о подготовке еще одной программы помощи банкам, с учетом которой сумма антикризисных вливаний только новой администрации превысит $2 трлн. Такие цифры очень велики даже по меркам американской экономики: общая сумма средств, которые в ближайшие годы будут потрачены на преодоление кризиса, составит не менее трех четвертей годового федерального бюджета США (его размер — $3,1 трлн на 2009 год) и как минимум 18% ВВП (в 2008-м он достиг $14,28 трлн).
Стоимость антикризисной программы существенно превысит расходы на реализацию плана Маршалла, целью которого было восстановление экономики Германии после Второй мировой войны. По расчетам шотландского историка Найалла Фергюсона, которые приводит Reuters, за четыре года на осуществление плана было потрачено около $13 млрд — 5,4% валового национального продукта (ВНП) США в 1947 году. Скорее всего, масштаб новой антикризисной программы превзойдет и «Новый курс», который был принят по инициативе президента Франклина Рузвельта для преодоления Великой депрессии 1930-х годов. По данным американского исследователя Джейсона Смита, первый этап «Нового курса» стоил $3,3 млрд (5,9% ВВП США в 1933 году), второй на начальном этапе — $4,88 млрд (около 6,7% ВВП в 1935-м).
Как и в 1930-х годах, антикризисная программа будет финансироваться прежде всего за счет печатного станка: правительство США планирует резко увеличить и без того немалый дефицит госбюджета. Если в 2007 году расходы федеральной казны превышали доходы на $161 млрд (1,2% ВВП), то в 2008-м дефицит увеличился до $455 млрд (3,2% ВВП), а за первые четыре месяца 2009 финансового года (который в США начался 1 октября 2008-го) он достиг рекордной отметки — $569 млрд. Увеличение дефицита является основным механизмом эмиссии долларов. Чтобы покрыть нехватку средств в казне, правительство Штатов берет деньги в долг — у внешних и внутренних инвесторов, которые готовы покупать государственные облигации Америки. Но этих денег недостаточно. Основным кредитором правительства является американский центральный банк — Федеральная резервная система, которая и выпускает в обращение необходимое количество денег. В этом году печатный станок будет работать ударными темпами: по прогнозу банка Goldman Sachs, в 2009-м дефицит федерального бюджета США составит $1,43 трлн (10% ВВП).
Запланированные высокие темпы эмиссии долларов беспокоят часть финансистов, которые инвестируют в американские активы. Дело не только в масштабах выпуска денег, но и в способности США обслуживать государственный долг, который достиг уже $10,759 трлн, или 75% ВВП. В течение последних полутора лет госдолг рос как снежный ком. С 30 сентября 2008 года по 12 февраля 2009-го он увеличился на $734,5 млрд, а за 12 месяцев перед этим — на $1,017 трлн. Для сравнения: за предыдущее десятилетие (1997–2007 гг.) долг США вырос только на $3,595 трлн.
Растущие долги и активная работа печатного станка могут стать причиной потери доверия к американской валюте, опасаются некоторые финансисты. Сейчас доллар является главной денежной единицей международной торговли и основной резервной валютой (см. — «Доллар — главное сокровище»). Если правительства и компании других стран начнут избавляться от доллара, он может быстро обесцениться. «Долги Америки очень велики. Если финансовые власти США ничего не собираются делать с этим, то мы увидим снижение курса американской валюты», — полагает Джим Роджерс, глава сингапурской инвестиционной компании Rogers Holdings и бывший партнер Джорджа Сороса. Часть экспертов заходят в своих предположениях еще дальше: по их мнению, США не смогут накапливать долги бесконечно — рано или поздно страна объявит дефолт, а доллар будет заменен другой валютой. Эксперты даже придумали для нее название — амеро. Однако пока эти сценарии — девальвации и дефолта — не осуществляются. Происходит наоборот: доллар укрепляется.
Здравствуй, дорогой доллар!
В 2006–2008 годах доллар дешевел. Но с июля минувшего года американская денежная единица укрепляется по отношению почти ко всем мировым валютам, несмотря на активные действия правительства и ФРС США по увеличению денежной массы. Например, по отношению к евро доллар подорожал на 25% — с 1,6 USD/EUR до 1,28 USD/EUR (на 13 февраля). В основе тенденции к укреплению американской валюты лежит парадокс: хотя власти США заливали экономику потоком денежных знаков, объем долларовой массы в мире (количество наличных и безналичных долларов) не увеличивался, а уменьшался — собственно, его сокращение в середине минувшего года и стало приводным механизмом экономического кризиса. Дело в том, что в современной экономике объем денег в обращении зависит от размера кредитного мультипликатора. При сокращении объемов кредитования этот показатель уменьшается и объем денежной массы тоже сокращается. Выпущенные Федеральной резервной системой доллары попадают в банковскую систему. Банк выдает полученные средства в качестве кредитов заемщикам, которые закупают на них товары или услуги. Однако при этом основная часть денег остается в банковской системе — плата за товары перечисляется в другие финучреждения, которые в свою очередь снова отдают их заемщикам. Этот цикл повторяется неоднократно, и в результате объем денег в обращении в несколько раз превышает сумму выпущенных денежных знаков. К примеру, по данным ФРС, в феврале 2006 года на один выпущенный доллар приходилось $12,37, находящихся в обращении: денежная база равнялась $832,4 млрд, а денежная масса М3 — $10,299 трлн. Но это не все: масса дополнительно увеличивается за счет ценных бумаг, которые заменяют деньги (их называют «почти деньги»), в частности векселей и облигаций.
В начале 2000-х объем находящихся в обращении долларов значительно увеличился. Это произошло за счет агрессивной кредитной политики Федеральной резервной системы, которая длительное время держала базовую процентную ставку на низком уровне (1–2% в 2002–2004 годах), а также за счет «почти денег» — получивших широкое распространение новых финансовых инструментов, в частности ипотечных облигаций (CDO). Расширение денежной массы способствовало быстрому экономическому росту в мире. По данным МВФ, в 2003–2007 годах мировой ВВП ежегодно увеличивался на 4,5–5,1%, тогда как за предыдущие четыре года среднегодовой рост составлял только 3,3%. Избыток денежной массы привел также к надуванию пузырей на финансовых и товарных рынках.
Когда в 2007 году в США начался ипотечный кризис, финансистам стало ясно, что экономика не может справиться с выросшей долговой нагрузкой. Ипотечные облигации из прибыльного инструмента превратились в камень на шее банков, и финучреждения начали массово отказываться от их использования. Банки стали также выдавать меньше займов, что привело к уменьшению размера кредитного мультипликатора. В результате летом минувшего года долларовая масса сократилась, а ценовые пузыри на финансовых и товарных рынках лопнули один за одним. И теперь, накачивая экономику долларами, власти США не увеличивают, а восстанавливают денежное предложение, чтобы не допустить дальнейшего углубления кризиса. По данным ФРС, в августе 2008 года денежная масса (агрегат М2) сократилась впервые за три с иной года — на 0,2% (до $7,687 трлн). Однако масштаб сокращения долларовой массы, по мнению экономистов, был значительно большим. По официальным данным оценить его невозможно: с февраля 2006 года США прекратили публикацию изменений более широкого монетарного агрегата М3, ссылаясь на то, что этот индикатор не является значимым. В любом случае пока мировая экономика без труда поглощает выпущенные доллары — инфляция в США остается отрицательной и вероятность роста цен в ближайшие месяцы экономисты оценивают как небольшую.
Дополнительной причиной укрепления доллара является уверенность международных инвесторов в том, что США, как обладатель самой мощной экономики в мире (23% мирового ВВП в 2008 году), пострадают от кризиса меньше, чем другие страны. Такое мнение стало причиной повышенного спроса на американские гособлигации, для приобретения которых инвесторы переводят средства в доллары. Экономические показатели США пока не беспокоят покупателей облигаций. Относительный размер госдолга страны еще не достиг рекордной отметки: в 1940-х годах он превышал и 100% ВВП. В некоторых развитых странах госдолг значительно больше, чем в Штатах. По данным МВФ, в Германии он достигает 76,4% ВВП, в Италии — 104,3% ВВП, а в Японии — 198,6% ВВП (оценка МВФ на 2008 год). Кроме того, дефолт по гособлигациям США маловероятен: обладая печатным станком, страна всегда может выпустить столько долларов, сколько нужно, чтобы расплатиться с кредиторами. Однако в будущем накопленные долги все же сделают девальвацию доллара неизбежной.
Когда же он обесценится?
Слабость американской экономики заключается в том, что ее рост базируется на опережающем увеличении долгов — не только государственных, но и частных. Если в 1980 году госдолг США составлял 33% ВВП, то к февралю 2009-го он увеличился до 75% ВВП. Учитывая частный сектор, общая сумма обязательств в экономике США выросла с $3,954 трлн (141,7% ВВП) в 1980 году до $31,718 трлн (229,7% ВВП) в 2007-м. Такая модель развития не может использоваться бесконечно — это понимают и власти США. «Если все, что мы будем делать, — это тратить деньги, а не производить, то со временем многие страны устанут одалживать нам деньги и праздник закончится», — заявил Барак Обама. Тем не менее пока его администрация продолжает практику обильных заимствований. Если долговые узлы будут затягиваться и дальше, то на определенном этапе распутать их можно будет только с помощью девальвации доллара, которая обесценит суммы задолженностей.
Слишком долго ждать, скорее всего, не придется. По мнению финансистов, девальвацию доллара ускорит выход экономики США из кризиса. Когда доверие на финансовых рынках начнет восстанавливаться, объемы кредитования возрастут, банковский мультипликатор заработает на полную мощность и предложение долларов значительно увеличится. Инвесторы начнут выводить капиталы из американской тихой гавани, где трудно заработать более 3–4% годовых, на высокодоходные рынки развивающихся стран. «Как только экономика США начнет восстанавливаться, мы увидим долгосрочную тенденцию к девальвации доллара», — полагает Эрик Найман, руководитель управления инвестиционно-банковских услуг Укрсоцбанка. Если учесть, что большинство экономистов прогнозируют прекращение кризиса не ранее конца 2009 года, то к этому моменту можно ожидать и ослабления доллара. Международные инвесторы начнут избавляться от американских ценных бумаг в течение двух-пяти лет, предполагает бывший правления Банка Англии Виллем Бюйтер.
Девальвация американской валюты вряд ли примет характер стремительного обвала, хотя экономисты не исключают, что она будет сопровождаться резкими скачками валютных курсов. В качестве денежной единицы для международных расчетов и для накопления национальных резервов доллару пока нет альтернативы. Ни одна другая валюта в мире не выпущена в таком объеме, как американский дензнак (с учетом «почти денег»). Странам, обладающим наибольшими золотовалютными резервами, таким как Китай ($1,9 трлн) и Япония ($1 трлн), больше не во что вкладывать капиталы. «Кроме государственных облигаций США, что еще вы можете держать? Для всех, включая Китай, это единственный выбор. Мы знаем: доллар будет терять стоимость, поэтому мы ненавидим вас, ребята, но ничего не можем поделать», — возмущается Ло Пин, руководитель китайской комиссии по регулированию банков. Быстрое увеличение выпуска другой денежной единицы не даст нужного эффекта — она рискует просто обесцениться.
Раньше процесс смены ведущей валюты международных расчетов занимал десятилетия. Во второй ине XIX века главной денежной единицей мира был английский фунт стерлингов, после Первой мировой войны его начал теснить доллар, но окончательное закрепление лидерства американской валюты произошло только после Второй мировой войны. Эти изменения отражали перемены в соотношении сил — США стали самой богатой страной мира, а экономика Великобритании была подорвана войной.
Конты доллара пока не очень сильны. Экономика еврозоны уже почти сравнялась с американской: в 2008 году суммарный ВВП стран, валютой которых является евро, превысил $14 трлн (оценка МВФ). Однако у евро есть институциональная слабость — механизмы принятия решений в Евросоюзе по экономической и денежно-кредитной политике более сложны и медленны, чем в США. Это будет сдерживать увеличение влияния европейской валюты. Китайский юань почти не используется в международной торговле, и, возможно, власти Поднебесной не согласятся повысить его статус — для них это будет означать потерю контроля над валютным курсом, одним из главных инструментов влияния на национальную экономику.
Девальвация доллара даст дополнительные преимущества американской продукции по сравнению с зарубежными товарами. Поэтому ответным шагом властей Китая, стран Евросоюза и других государств вполне может стать удешевление национальных валют. И тогда ближайшим следствием ослабления доллара станет не смена ведущей мировой валюты, а общее обесценивание денег.
Словарь банкира
Денежная масса — сумма наличных и безналичных денег, которые находятся в обращении. Ее объем зависит от размера денежной базы, а также величины кредитного мультипликатора. Для измерения объема массы есть несколько методик — через монетарные агрегаты М1, М2 и M3.
Денежная база — сумма денег, которые центральный банк выпустил в обращение. Включает наличные деньги (за пределами финучреждений), а также средства коммерческих банков на счетах в центральном банке.
Кредитный (банковский, денежный) мультипликатор — механизм увеличения денежной массы в процессе движения безналичных денег через банковскую систему. Пример: коммерческий банк получил от центробанка кредит на $1000. Часть этой суммы он должен оставить в качестве резерва в центральном банке, а остальные может выдать в виде займа. Если норма резервирования составляет 5%, банк может выдать кредит на $950. Заемщик платит этими средствами за товары и услуги, перечисляя $950 на счет контрагента во втором банке. В свою очередь второе финучреждение снова может выдать эти же деньги в качестве кредита, но только на сумму $902,5 (5% опять уходит на резервирование). Затем в результате операций клиентов эта сумма попадает на счет в третьем банке. Таким образом при денежной базе $1000 денежная масса увеличилась уже до $1852,5 (сумма денег клиентов банков на счетах в финучреждениях). Теоретически процесс умножения денег может длиться бесконечно, но он ограничивается благодаря отчислениям части средств на формирование резервов.
Монетарные агрегаты (в США)
М1 — наличные деньги в обращении, деньги на текущих и расчетных счетах в банках (за исключение средств, размещенных другими банками, госструктурами и зарубежными клиентами), а также дорожные чеки.
М2 — М1 плюс сберегательные депозиты в банках, небольшие срочные депозиты (до $100 тыс.), а также средства частных лиц в инвестфондах, которые размещают деньги на рынках краткосрочных долговых обязательств, в частности облигаций и векселей (retail money market mutual funds).
M3 — M2 плюс деньги на счетах клиентов в инвестфондах, которые работают с юрлицами; крупные срочные депозиты (более $100 тыс.), обязательства банков по сделкам РЕПО на сумму более $100 тыс. с гособлигациями США; доллары на счетах американских компаний в зарубежных филиалах банков США.
На 1 января 2009 года долларовая денежная база составляла $1727,9 млрд (St. Louis Adjusted Monetary Base), денежная масса М1 — $1595,9 млрд, М2 — $8154,2 млрд.
Правда и мифы о долларе
Миф 1.
Доллар ничем не обеспечен
Неправда. Доллар обеспечен товарами и услугами, произведенными в США, — самой экономически мощной стране мира: на долю экономики Штатов приходится 23% мирового ВВП. А также товарами других государств, которые используют американскую валюту при внутренних и международных расчетах. С 1970-х запасом золота или других ценностей не обеспечена ни одна валюта в мире.
Миф 2.
Долги правительства США огромны
Правда. Госдолг Штатов является самым большим в истории — $10,759 трлн (на 12 февраля). В текущих ценах — это 347 тыс. т золота. Хотя по относительному значению госдолг североамериканцев не является рекордным. Он составляет 75% от ВВП, в то время как в период Второй мировой войны превышал 100% ВВП Штатов, а в 2006 году долг Японии достигал 194,7% ВВП.
Миф 3.
США ждет дефолт
Неправда. Федеральная резервная система Соединенных Штатов является центром эмиссии долларов. Поэтому власти США могут выпустить в обращение любое необходимое количество денежных знаков, чтобы рассчитаться с кредиторами. К тому же 50,6% госдолга принадлежит ФРС североамериканцев (на июнь 2008 года).
Миф 4.
Доллар будет девальвирован
Правда. Экономисты считают, что без снижения стоимости доллара (по отношению к другим ведущим мировым валютам) США не смогут обслуживать госдолг, темпы увеличения которого опережают рост экономики страны в течение последних трех десятилетий. Но когда начнется девальвация, неизвестно.
Миф 5.
Доллар будет заменен новой валютой — амеро
Неправда. Идею введения амеро выдвинул канадский экономист Герберт Грюбел в 1999 году, когда в Европе началось безналичное обращение евро. По мнению Грюбела, амеро должна была бы стать единой валютой Северной Америки, заменив денежные единицы США, Канады и Мексики. Идея введения амеро вместо доллара обсуждается энтузиастами и экспертами, но официальные представители США никогда не были сторонниками этого замысла.
Константин КРАВЧУК
Инф. kontrakty
agrinews.com.ua