Обзор законодательных изменений, которые произойдут после 01.01.2009 г.
Далеко не всегда принимаемые законодательные и нормативные акты вступают в силу сразу с момента их принятия, подписания или опубликования. Нередки случаи установления в них отсрочки момента вступления в силу либо же введение временных мораториев на действие отдельных положений нормативно-правовых документов.
Однако, в любом случае, вне зависимости от причин появления новых норм, пропускать момент их вступления в силу нежелательно.
В данном обзоре попытаемся рассмотреть наиболее значимые для субъектов хозяйствования нововведения, которые ждут их в течение всего 2009 года. Также при подготовке данного материала мы постарались учесть ключевые изменения, заложенные в Законе Украины «О государственном бюджете Украины на 2009 год» (далее – Закон о госбюджете-2009).
НАЛОГИ…
В данном разделе поговорим о некоторых налоговых вопросах, которые могут претерпеть и/или сто процентов претерпят изменений в 2009 году.
Начнем, пожалуй, с некоторых аспектов администрирования налогов. Ожидания Кабмина урегулировать данный вопрос своим постановлением от 26.11.2008 г. № 1036 «О некоторых вопросах организации бюджетного процесса» не оправдались. Закон о госбюджете-2009 соответствующие вопросы об отсрочке, рассрочке и списании задолженности урегулировал.
Что же нам предлагает законодатель на 2009 год? Судя по содержанию ст. 62 Закона о госбюджете-2009, ситуация осталось на уровне 2008 года. То есть, запрещена отсрочка налоговых обязательств, в то время как их рассрочка и списание задолженности разрешены.
Идем дальше и рассмотрим теперь отдельные налоговые изменения, связанные с определенными видами деятельности и видами налогов (сборов, обязательных платежей).
Сбор за загрязнение окружающей природной среды
В Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора, утвержденный постановлением КМУ от 01.03.1999 г. № 303 (далее – Порядок № 303), с 01.01.2009 г. будут внесены изменения, предусмотренные постановлением КМУ от 03.12.2008 г. № 1050.
Во-первых, данными изменениями Кабмин пояснил, что территориальные отделения Минприроды не имеют отношения к обязанности платить «грязный» сбор, что, в принципе, справедливо. Поэтому ориентироваться на перечни списков, предоставляемых в органы ГНС указанными отделениями нет смысла.
Во-вторых, в случае отсутствия у плательщиков сбора утвержденных лимитов сбросов и размещения отходов или наличии сверхлимитных объемов сбросов и размещения отходов, сбор уплачивается в десятикратном размере. То есть с 01.01.2009 г. в перечисленных случаях сумма сбора увеличится вдвое.
В-третьих, претерпит некоторых изменений порядок предоставления отчетности. Действующая до 01.01.2009 г. редакция п. 9 Порядка № 303 устанавливала базовым отчетным периодом календарный квартал (с подачей отчета в течение 40 календарных дней) и требовала предоставления отчетности по месту регистрации плательщика налогов.
С учетом новой редакции, дела будут обстоять несколько иначе. По-прежнему налоговый расчет будет составляться нарастающим итогом4 и предоставляться в органы ГНС в сроки, установленные для квартального отчетного периода с той лишь разницей, что теперь отчет не всегда подается по месту регистрации плательщиком налогов.
В-четвертых, аналогичный подход изложен и в отношении уплаты сбора. То есть платить его придется по месту предоставления отчетности (см. новую редакцию п. 10 Порядка № 303).
В-пятых, правительство дополнило перечень органов, которые будут следить за соблюдением лимитов сбросов и размещением отходов Госэкоинспекцией
Космическая деятельность – льготы заканчиваются
С истечением 2008 года канут в Лету льготы, предусмотренные Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.1994 г. № 334/94-ВР (далее – Закон о налоге на прибыль) для субъектов космической деятельности. Напомним, что до 01.01.2009 г. для них Закон о налоге на прибыль устанавливал:
• ускоренную 20%-ную норму амортизации основных фондов 3 группы (см. пп. 8.6.3 Закона о налоге на прибыль);
• специальный налоговый период – отчетный налоговый год (см. п. 22.24 Закона о налоге на прибыль).
На момент подготовки материала никаких изменений в части продления срока действия указанных льгот не было предусмотрено. Поэтому вполне вероятно, что уже в следующем году космическая деятельность перейдет на общие правила налогового учета. Хотя, ввиду повсеместных кризисных явления и ярой борьбы с ними правительства, не исключаем, что данные льготы могут быть возобновлены в ближайшее время.
Издательская деятельность – льготы продолжаются
Подобно «космическим» льготам, поддержка издательского дела, предусмотренная пп. 7.13.7 Закона о налоге на прибыль, также истекает 01.01.2009 г. Эта дата фигурирует в указанной норме непосредственно.
Однако, в отличие от «космической» льготы, об издательской льготе законодатель уже позаботился. В соответствии с п. 3 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно государственной поддержки книгоиздательского дела в Украине» от 18.09.2008 г. № 521-VI (который вступает в силу как раз с 01.01.2009 г.), льгота будет продлена до конца 2014 года включительно.
На такой же период продлили и действие НДС-ных льгот для издательской деятельности, предусмотренных пп. пп. 11.37, 11.38, 11.40 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.1997 г. № 168/97-ВР (далее – Закон о НДС). Соответствующая смена цифр с 2009 на 2015 в указанных нормах предусмотрена п. 2 раздела I упоминавшегося Закона Украины от 18.09.2008 г. № 521- VI.
Спецсельхозрежим
Сперва о том, что ждет сельхозрежимников с 01.01.2009 г. без уже принятых изменений. В частности:
• заканчивает свое действие пп. 6.2.6 Закона о НДС, которым установлена нулевая ставка для операций по поставке перерабатывающим предприятиям молока и мяса в живом весе сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности;
• истекает срок действия специального порядка уплаты (а точнее, неуплаты) НДС в бюджет сельскохозяйственными товаропроизводителями, установленный пп. пп. 11.21, 11.29 Закона о НДС;
• истекает срок действия пп. 11.22 Закона о НДС, которым приостановлено действие ст. 81 Закона о НДС.
Теперь о принятых изменениях. Все они были установлены в п. п. 4 и 5 раздела II Закона Украины «О первоочередных мерах относительно предотвращения негативных последствий финансового кризиса и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 31.10.2008 г. № 639-VI5 (далее – Закон № 639), которые согласно п. 1 раздела III вступают в силу с 01.01.2009 г.
Первой из указанных норм (то есть п. 4) законодателем запланированы два мероприятия:
1. полностью исключить из Закона упоминавшиеся нами сельхозльготы (это пп. 6.2.6, п. п. 11.21 и 11.29 Закона о НДС), которые и без того в следующем году не будут иметь юридической силы;
2. изложить ст. 81 Закона о НДС в новой редакции.
Таким образом, в новом 2009 году сельхозтоваропроизводителей ожидает отмена нескольких старых сельхозрежимов и введением одного не нового, но существенно обновленного спецрежима.
Не обошли стороной сельскохозяйственные изменения и в Законе о налоге на прибыль (см. п. 5 Закона № 639). Выведя спецрежимников из-под действия всем привычного порядка взаиморасчетов с бюджетом (см п. п. 81.2 и 81.3 Закона о НДС), законодатель предложил отражать такие суммы в учете по налогу на прибыль. То есть, положительная или отрицательная разница между суммой налоговых обязательств и налогового кредита не уплачивается в бюджет и не подлежит возмещению, а отражается в составе валовых доходов или расходов соответственно.
Для этих целей будут внесены соответствующие изменения в пп. пп. 4.2.1 и 5.3.3 Закона о налоге на прибыль.
Разное
Законом Украины «О внесении изменений в статью 4 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц»» от 02.09.2008 г. № 347-VI будет изложен в новой редакции пп. 4.3.15 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV (далее – Закон о НДФЛ). В результате таких изменений существенно расширится перечень лиц, доходы которых в виде бесплатно полученного угля и угольных брикетов не подлежат обложению налогом.
Что касается льготы, которая предусматривает освобождение доходов физических лиц, полученных в соответствии с Законом Украины «О проведении эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании «Київміськбуд»» от 20.04.2000 г. № 1674-III по договорам пенсионных взносов, то согласно абз. 9 пп. 22.8 Закона о НДФЛ (которым она установлена), по окончании 2008 года она перестает существовать. Однако со вступлением в силу Закона Украины «О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства»6, проект которого размещен на сайте ВРУ, действие данной льготы будет продлено до 2011 года включительно.
Отдельно следует сказать о пп. 22.31 Закона о налоге на прибыль. Согласно указанной норме, на период действия процедуры погашения задолженности, установленной Законом Украины «О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» от 23.06.2005 г. № 2711-IV (далее – Закон № 2711), налогообложение прибыли лиц, на которые указанный Закон распространяется, осуществляется с учетом его положений. При этом нормы ст. 12 Закона о налоге на прибыль не применяются в случаях урегулирования задолженности по таким процедурам. Здесь следует учитывать, что сроки действия упомянутых процедур оговорены в п. 3.4 Закона № 2711 и составляют «до 01.01.2009 г.» То есть специальный порядок урегулирования задолженности должен будет закончиться в этом году.
В то же время не можем обойти стороной старания ВРУ в конце текущего года, результатом которых стало продление указанных сроков до 01.01.2011 г. Соответствующие изменения были внесены Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» от 16.12.2008 г. № 670-VI.
Формально в следующем году субъектов хозяйствования не будет преследовать такой призрачный отчетный период как 11 месяцев. Согласно пп. 22.13 Закона о налоге на прибыль, обязанность отчитаться и рассчитаться с бюджетом по результатам 11 месяцев была установлена лишь применительно к 2008 году. Так что, если законодатель ничего не примет, в следующем году спецпериодов наконец-то не будет.
Аналогичная ситуация складывается и вокруг льготы по НДС, установленной в отношении отходов и лома черных металлов, операции по поставке которых (в том числе и импорт) освобождались от обложения НДС (см. пп. 11.44 Закона о НДС). Напомним, что согласно приведенной норме, льгота была установлена временно, до 01.01.2009 г. Так что, если законодатель ничего в этом вопросе не изменит, то о льготе можно будет тоже забыть.
Несмотря на то, что ВРУ планировала принять закон о госбюджете без наличия в нем изменений налогового законодательства, полностью уйти от этого ей не удалось. Определенные нюансы определения налоговых обязательств, а также прочих платежей в бюджет все же были затронуты Законом о госбюджете-2009.
Так, согласно ст. 10 указанного Закона базовые нормативы платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, а также нормативы сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных вод, установленные в приложениях 1 и 2 Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI соответственно, должны применятся с учетом коэффициента 1,439. Также данной статьей устанавливается базовый норматив платежей за пользование недрами для добычи глиняных пород в размере 5% от стоимости таких пород (вместо норматива в денежном измерении).
По-прежнему присутствует норма, согласно которой изменение юридического адреса в течение бюджетного года не приводит к изменению места уплаты налогов (см. ст. 36 Закона о госбюджете-2009).
Сбор на общеобязательное пенсионное страхование с операций купли-продажи безналичной иностранной валюты за гривны на 2009 год составляет 0,2% (ст. 77 Закона о госбюджете-2008).
Ну и напоследок земельные изменения. Согласно ст. 63 Закона о госбюджете-2009, в населенных пунктах, денежная оценка земель которых не проведена, применяются ставки земельного налога, установленные ст. 7 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.1992 г. № 2535-XII, с применением к ним коэффициента 3,1. По сельскохозяйственным землям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на 01.01.2009 г., применяются ставки земельного налога, установленные ст. 6 и ч. 1 ст. 7 указанного Закона.
ПРИВАТИЗАЦИЯ ОБЩЕЖИТИЙ
С начала года вступает в силу Закон Украины «Об обеспечении реализации прав жителей общежитий» от 04.09.2008 г. № 500-VI7, согласно которому будет дан старт приватизации общежитий.
ОПЛАТА ТРУДА
С 01.01.2009 г. вступает в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления минимальной зарплаты на уровне прожиточного минимума для трудоспособного населения» от 14.12.2006 г. № 466-V. Данным Законом предполагаются изменения в ст. 95 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.1971 г. и ст. 9 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.1995 г. № 108/95-ВР (далее – Закон об оплате труда). Суть изменения состоит в том, что теперь уровень минимальной заработной платы, устанавливаемый законодателем, не может быть меньше, чем прожиточный минимум для трудоспособного населения.
АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА
С 14.04.2006 г. вступает в силу Закон Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI (далее – Закон об АО). Однако работать по данному Закону начнут только новосозданные АО. Для уже существующих АО предусмотрен двухлетний переходной период. Правда, и тут не без исключений. Перейти на новые правила должны будут и те АО, которые на общем собрании приняли решение об увеличении уставного капитала общества, деноминации акций и эмиссии ценных бумаг (п. 6 Закона № 514).
СТРОИТЕЛЬСТВО
Анализу положений и нововведений нашумевшего Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» от 16.09.2008 г. № 509-VI8 (далее – Закон № 509) мы посвятили отдельную «Тему номера»9. Правда, уже там отмечали, что не все из анализируемых нововведений вступают в силу одновременно со вступлением в силу самого Закона. Часть из них полностью заработают лишь в следующем (2009) году.
АДМИНОТВЕТСТВЕННОСТЬ
С 01.01.2009 г. вступает в силу пп. 67 п. 2 раздела I Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» от 24.09.2008 г. № 586-VI. Согласно данным изменениям, в случае неуплаты админштрафа самостоятельно, исполнительная служба будет проводить принудительное взыскание, но уже суммы, равной двукратному размеру начисленного штрафа.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Приказом Минфина № 901 от 08.07.2008 г. будут внесены изменения в Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы», утвержденное приказом Минфина от 18.10.1999 г. № 242 (далее – П(С)БУ № 8), и Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденное приказом Минфина от 28.07.2000 г. № 181.
В следующем году не будет ограничений в отношении сроков полезного использования НМА. А сама амортизация НМА будет поставлена в зависимость от возможности достоверно определить срок полезного использования. Если его возможно определить, то НМА амортизируются, если нет – предприятие обязано ежегодно проводить оценку таких НМА на предмет определения срока полезного использования, а после того, как сроки будут установлены – НМА подлежат амортизации.
Ключевое изменение в «арендный» П(С)БУ заключается в повсеместном применении норм Положения (стандарта) бухгалтерского учета 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи», утвержденного приказом Минфина от 07.11.2003 г. № 617. Теперь нормами данного П(С)БУ необходимо будет руководствоваться и в случае признания актива финансовой аренды удерживаемым для продажи.
Также с 01.01.2009 г. вступают в силу новые положения (стандарты) бухгалтерского учета 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых», утвержденные приказом Минфина от 26.08.2008 г. № 1090.
ФИНАНСЫ
Финансово-пенсионное
Согласно распоряжению Госфинуслуг от 23.10.2008 г. № 1218, Положение об обнародовании информации о деятельности негосударственного пенсионного фонда, утвержденное распоряжением Госфинуслуг от 16.12.2004 г. № 3100, будет изложено в новой редакции с 01.01.2009 г.
Торговцы ценными бумагами
С 01.04.2009 г. вступает в силу Положение о расчете показателей ликвидности, которые ограничивают риски профессиональной деятельности на фондовом рынке, утвержденное решением ГКЦБФР от 27.12.2007 г. № 2381, которое было временно приостановлено решением ГКЦБФР от 21.10.2008 г. № 1213.
Следует помнить, что данное положение касается всех торговцев ценными бумагами, вне зависимости от их организационно-правовой формы, и не касается банков (п. 2 раздела I Положения).
Также следует учитывать то обстоятельство, что буквально через несколько дней после возобновления статуса Положения вступает в силу его п. 7 гл. 2 раздела III. Это установлено особенностями вступления в силу самого Положения (см. п. 4 решения ГКЦБФР от 27.12.2007 г. № 2381). В соответствии с приведенной нормой, минимальный размер собственных средств торговцев ценными бумагами должен быть не меньше, чем размер уставного капитала торговцев ценными бумагами, установленного Законом Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 г. № 3480-IV.
Страховое…
Начиная с 01.01.2009 г. страховым компаниям необходимо будет считаться с ограничением, установленным пп. 3.1.3 Правил размещения страховых резервов по страхованию жизни, утвержденных распоряжением Госфинуслуг от 26.11.2004 г. № 2875. В соответствии с указанной нормой, в структуру страховых резервов может входить недвижимое имущество в пределах 20%. При этом вложения в один объект недвижимого имущества не могут превышать 10% общего размера резервов.
Требования к главбухам
С 01.01.2009 г. требования к главбухам профессиональных участников рынка ценных бумаг ужесточатся. С указанной даты вступает в силу пп. 1.2.3 решения ГКЦБФР от 27.12.2007 г. № 2323. Данной нормой раздел II Профессиональных требований к главным бухгалтерам профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденных решением ГКЦБФР от 24.04.2007 г. № 815, будет дополнен новым п. 4. Согласно дополнительному требованию на место главбуха профессионального участника фондового рынка сможет претендовать лицо, которое работало на должности бухгалтера или главного бухгалтера у профессионального участника фондового рынка или в другом финансовом учреждении не меньше двух лет.
ОТЧЕТНОСТЬ
Приказом Госкомстата № 396 от 20.10.2008 г. утверждена Инструкция относительно заполнения форм государственных статистических наблюдений об охране атмосферного воздуха № 2-ТП (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (годовая) и № 2-ТП (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» (квартальная). Данная инструкция вступает в силу с 01.01.2009 г.
Совместным приказом ГТСУ и Минпромполитики от 03.10.2008 г. № 626/1091 были утверждены:
• форма бланка № СЯ-1 «Экспортный сертификат качества», который предназначен для таможенного оформления полуфабрикатов из лома черных легированных металлов и лома цветных металлов;
• форма бланка № СЯ-2 «Экспортный сертификат качества», который предназначен для таможенного оформления лома черных легированных металлов и лома цветных металлов;
• инструкция о применении и хранении указанных бланков.
РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Не все майские изменения, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно рекламы» от 18.03.2008 г. № 145-VI, вступили в силу в 2008 году. Часть изменений все еще ждет своей очереди, которая приходится на 2009 год, и касаются они Закона Украины «О рекламе» от 03.07.1996 г. № 270/96-ВР (далее – Закон о рекламе).
Так вот, первое изменение коснется ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе, которая будет дополнена новым абзацем. Новым абзацем будет установлен запрет на предоставление в телепередачах информации рекламного характера (в звуковой или дикторской форме) о спонсоре – производителе ьных напитков.
Другими изменениями, вступающими в силу в 2009 году, перечень запрещенных способов рекламы табачных изделий (ьных напитков), рекламы знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия (ьные напитки), будет дополнен средствами наружной рекламы.
Полный текст статьи читайте в журнале „Строительная деятельность: Земля. Инвестиции.Учет” №1(25) январь, 2009г. на стр. 12.
1. См. ст. 65 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 489-V.
2. См. пп. 9 п. 3 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения» от 30.11.2006 г. № 398-V.
3. См. ст. 63 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.
4. Ранее нарастающий итог прямо Порядком № 303 не предусматривался, но был закреплен в п. 6.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины и ГНАУ от 19.07.1999 г. № 162/379, а также в форме налогового расчета «грязного» сбора и инструкции по его заполнению, утвержденных приказом ГНАУ от 17.03.2005 г. № 111.
5. Опубликован в СД № 21/2008, с. 51.
6. На момент подготовки материала Закон еще не вступил в силу.
7. Опубликован в СД № 12/2008, с. 39.
8. Опубликован в СД № 20/2008, с. 21.
9. СМ. СД № 20/2008, С. 13-18.
10. См. СД № 20/2008, с. 13-38.
11. Опубликовано в СД № 21/2008, с. 39.