Об экономике кошелька и нервов
Сидя за рулем, апатично уставиться на багажник стоящей впереди машины, наблюдая боковым зрением, как за окном проносятся пешеходы. Так или примерно так проводит несколько часов своей жизни каждый столичный водитель. Для киевских автомобилистов машина уже давно стала и вторым домом, и вторым офисом. И пока столичные власти придумывают, как им нагляднее показать свою бурную деятельность в деле борьбы с доными заторами, водителям ничего не остается, кроме как смириться с ежедневными пробками и постараться к ним адаптироваться.
Между тем, доные пробки выливаются каждому водителю «в копеечку». Ведь стояние в заторе – это не только дополнительный расход бензина, но и амортизация транспорта, потеря времени (рабочего или личного) и, наконец, полностью истрепанные нервы. В какую сумму обходятся водителю простои в доных пробках, выясняла интернет-газета «СЕЙЧАС».
Самые «пробочные» дни – вторник и среда
В мире с проблемой пробок столкнулись намного раньше, чем в Украине – первые схемы подсчета ущерба от доных заторов начали разрабатываться еще в начале 1970-х. Чтобы подсчитать сумму ущерба, эксперты прежде всего выясняют, сколько машин простаивают в пробках ежедневно, как долго они стоят и сколько человек находится в каждой машине. За рубежом эти расчеты сделать не в пример проще, поскольку все дороги оборудованы специальными датчиками и камерами видеонаблюдения.
В Украине подобных расчетов пока не делали, а вот российские эксперты подсчитали, что на дорогах России в пробках теряется около 4% ВВП страны. В прошлом году в Москве час простоя в пробке в будний день обошелся государству в 500 руб. с легкового автомобиля и более 16 тыс. - с автобуса, в этом году – примерно на 4% дое.
Другое российское исследование выявило самые «пробочные» дни рабочей недели – вторник и среда. А вот самый незагруженный транспортными потоками день, каким бы удивительным это не показалось, - понедельник.
Своя рубашка ближе к телу
Наиболее очевидные лишние расходы, потраченные во время стояния в пробке, – это расходы на бензин. Один час работающего двигателя (а многие водители, стоя в пробке, не выключают зажигание) – это 10-15 дополнительных гривен на топливо.
Кроме того, в пробке растет стоимость эксплуатации автомобиля. Расчеты, касающиеся увеличения расходов на амортизацию, весьма приблизительны, тем не менее право на жизнь имеют. Не секрет, что новый автомобиль за год в среднем теряет 10% своей стоимости. То есть машина стоимостью, например, $20 тыс. за год подешевеет на $2 тыс. Таким образом, если принять за исходные данные, что каждый автомобилист ежедневно проводит за рулем 3-4 часа, получаем, что каждый час простоя в пробке «удешевляет» транспортное средство на $1,5–2.
Как известно, время – деньги. Простаивая в пробке, человек теряет время, а стоимость одного рабочего часа давно подсчитана статистикой. Как сообщили интернет-газете «СЕЙЧАС» в Главном управлении статистики в г. Киеве, средняя зарплата в столице в июле 2008 года составила 3 274 грн./месяц. Начисления за один час составляют 18,75 грн.
Убытки, которые нельзя посчитать
Многие убытки (например, ущерб для экологии) подсчитать сложнее. Согласно данным Госкомстата, ежегодно в атмосферный воздух Украины выбрасывается более 7 млн. тонн вредных отходов, причем более трети выбросов осуществляется «передвижными источниками», то есть транспортом. Как рассказал интернет-газете «СЕЙЧАС» директор ООО «НПП «Центр экологического аудита и чистых технологий», профессор Григорий Шматков, «техногенная нагрузка на природную среду на территории Украины более чем в пять раз превышает аналогичный показатель в развитых странах». Нередко с пробками связывают проблему несвоевременного вывоза мусора в столице. Последствия опоздания к больному машины скорой помощи или простоя едущей по вызову пожарной машины еще более удручающие.
Ежегодно в атмосферный воздух Украины выбрасывается более 2,34 млн. тонн выхлопных газов
Еще одним важным косвенным убытком является увеличение числа ДТП. По статистике, число аварий возрастает не только на высоких скоростях, но и на низких, как раз в доных пробках, поскольку двигаться по дороге рывками, от пробки до пробки, неудобно и опасно. И хотя на низких скоростях смертность в ДТП незначительна, материальный ущерб бывает очень и очень существенен.
Отдельный разговор о случаях, когда люди стоят на дороге, не успевая на встречи. Если встреча была деловой, сумму ущерба можно приравнять к сумме сорванной сделки. Но как быть, если вас два часа пдал в пустом школьном дворе собственный ребенок? В какую сумму оценить свои потраченные нервы и его слезы?
Пробка с темпераментом
Безусловно, терять время на простаивание в пробках не нравится всем без исключения, но все же самочувствие каждого конкретного человека, вынужденного стоять в заторе, напрямую зависит от темперамента.
«Если человек мечется, сигналит, пытается вырулить и найти объездной путь, можно с большой долей вероятности утверждать, что перед нами холерик. В общественном транспорте холерик будет нервничать и возмущаться до тех пор, пока либо не устанет, либо не найдет себе занятие. Сангвиник тоже повозмущается, но без злобы, внесет несколько предложений, потом завяжет о с попутчиками, найдет интересную тему для общения и с пользой проведет, казалось бы, потерянное время. Флегматик сильно отчаиваться не будет: стоим - и стоим. Все равно ничего изменить нельзя, так лучше, пока есть время, почитать газету, позвонить или довязать рукав свитера - да мало ли полезных дел! Меланхолик, как водится, придет в отчаянье и со вселенской тоской начнет представлять глобальные катастрофы и катаклизмы, в которые выльется его задержка в пробке. Но вскоре смирится, настроится на «свою волну» и станет думать о чем-то очень важном и нужном, совершенно не отвлекаясь на окружающую действительность», - делится размышлениями вице-президент НПЦ «Дианализ» Виктория Егорова с интернет-газетой «СЕЙЧАС». По ее словам, поскольку транспортные пробки стали в наши дни неотъемлемым атрибутом городской жизни, для любого темперамента будет нелишним учитывать это и не дать пробке застать себя врасплох.
Чем заняться в пробке?
Как известно, человек привыкает ко всему, поэтому неудивительно, что постоянные пробки не только заставили киевлян ежедневно выходить на работу или важные встречи намного раньше, но и приучили к определенным видам активности. Опрос, проведенный интернет-газетой «СЕЙЧАС», показал, что большинство киевлян, независимо от возраста, социального положения и уровня доходов, потенциально к пробкам готовы. И для того, чтобы не терять время понапрасну, многие придумали себе подходящие занятия, помогающие скоротать вынужденное безделье.
Топ-десятка дел, которыми можно заняться водителю в доной пробке, выглядит следующим образом:
- разговаривать по телефону,
- слушать музыку,
- обдумывать решения злободневных проблем,
- читать свежую прессу или книгу,
- слушать аудиокурсы (например, по иностранному языку),
- чистить память мобильника,
- переписываться по e-mail,
- изучать марки автомобилей,
- петь,
- общаться с другими водителями.
Главное, резюмируют психологи, понимать, что даже проведенное в пробке время - это то время, которого нам так не хватает в жизни. Поэтому нужно постараться не дать ему пропасть в бессмысленном ожидании и нервотрепке.
Наталья МИЧКОВСКАЯ
Инф. liga
agrinews.com.ua