По его словам, на минувшей неделе он и депутаты Александр ЕДИН, Орест КЛИМПУШ и Андрей ШКИЛЬ внесли в парламент новую редакцию Законопроекта "О перехвате телекоммуникаций" (№4042-1), в котором учтены замечания органов государственной власти. Парламентарий подчеркнул, что цель данного законопроекта - дать в руки отечественных спецслужб мощное оружие борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Но при этом нормы проекта закона, разработанного с непосредственным участием общественных и правозащитных организаций, участников рынка и ассоциаций, а также признанных экспертов в этой области, не позволяют использовать это оружие во вред гражданским правам. Закон предусматривает механизмы общественного контроля за теми службами, которые будут осуществлять перехват. В.ЛЕБЕДИВСКИЙ сообщил также, что ряд силовых структур не желает допустить принятия данного проекта и они инициировали появление "двойника" - законопроекта №4042-2, который имеет точно такое же название. Его основные отличия - он не содержит действенных механизмов контроля со стороны общества, позволяет осуществлять мощный мониторинг и обязывает операторов и провайдеров приобретать и устанавливать оборудование мониторинга за свой счет, что может привести к уничтожению многих провайдеров, особенно региональных.
"Бесконтрольность подает вседозволенность. Мы предоставляем спецслужбам инструмент, но в новом законопроекте № 4042-2 нет никаких гарантий, что завтра этот инструмент не будет направлен против интересов обществ и гражданских прав, - заявил депутат. Он подчеркнул, что установка оборудования мониторинга в телекоммуникационных сетях может осуществляться только при условии общественного надзора, регламентированного законом. Появление второго законопроекта, посвященного перехвату телекоммуникаций, в котором отсутствуют гарантии того, что в этой сфере не будет злоупотреблений, “я расцениваю, как попытку наступления на права человека", сказал народный депутат.
При этом он отметил, что научно-экспертное управление Верховной Рады дало позитивное заключение по законопроекту-двойнику. И это несмотря на норму законопроекта, в соответствии с которой установка спецоборудования проводится за счет оператора связи. В.ЛЕБЕДИВСКИЙ выразил удивление, что данный проект, ущемляющий гражданские права, был поддержан правительственным заключением от 30 мая с.г., что идет вразрез с декларируемыми Кабмином принципами. "Думаю, дело исключительно в невнимательности сотрудников аппарата Кабинета министров", - считает он. При этом он добавил, что обратился к премьер-министру Юлии ТИМОШЕНКО с депутатским запросом, в котором попросил ее отозвать данное заключение и дать поручение сравнить два варианта законопроекта.
Справка. Разработанный при участии общественности законопроект "О перехвате телекоммуникаций" определяет правовые основы перехвата и мониторинга при проведении оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, а также досудебного расследования. В соответствии с законопроектом В.ЛЕБЕДИВСКОГО, предполагается создание системы автоматизированного дистанционного перехвата телекоммуникаций - защищенной телекоммуникационной сети специального назначения, к которой подключены технические средства перехвата, устанавливаемые непосредственно на сетях операторов связи, разрешительные терминалы, установленные в судебных органах, выдающих разрешения на перехват, оперативные терминалы, установленные в оперативных подразделениях правоохранительных органов и протоколирующие терминалы, установленные у Уполномоченного Верховной Рады по вопросам прав человека.
При этом, в соответствии с законопроектом, Президент определяет госорган, который получает полномочия специального органа по вопросам перехвата и должен организовать создание указанной системы автоматизированного перехвата, имеет право получать от операторов связи информацию технического характера, осуществлять контроль над работами, связанными с разработкой и внедрением систем дистанционного перехвата, определять порядок разработки, использования и модернизации таких систем.
Срок перехвата не может превышать 6 месяцев (для сравнения: в России - 6 месяцев, Франция - 4 месяца, Германия - 3 месяца, Финляндия и Швеция - 1 месяц), применяется исключительно к физическим лицам, которые подозреваются в совершении или организации тяжких и особо тяжких преступлений.
В соответствии с законопроектом, лицо, в отношении которого применялся перехват, должно быть проинформировано о сроках перехвата и содержании перехваченной информации. Кроме этого, омбудсман должен ежегодно публиковать статистическую отчетность о перехвате телекоммуникаций в Украине в газете "Голос Украины" и других СМИ.
Альтернативный законопроект предполагает установить на телекоммуникационных сетях средства снятия информации, а на площадках спецслужб - средства управления перехватом. Все это объединяется в единую защищенную сеть спецназначения. При этом омбудсмен "применяет меры по обеспечению парламентского контроля", но в проекте не описан механизм такого контроля. Лицо, в отношении которого применялся перехват, в альтернативном законопроекте может быть проинформировано о перехвате.
УНИАН
agrinews.com.ua