Нецензурная лексика существовала всегда. "Крепкие" словца пришли к нам еще из глубокого язычества, утверждают историки. Со временем некоторые из них немного утратили свою семантику, и с определенным смыслом закрепились в культуре славянского народа.
В ХVІІ веке за сквернословие человека привязывали к позорному столбу и ставили клеймо на лбу. Печатное слово и вовсе строго хранило свою ую чистоту, пока в 1862 году французский писатель Виктор Гюго не осмелился упомянуть "дерьмо" в своем романе "Отверженные".
Выражаться в те времена позволяли себе очень немногие. Сегодня же мат напрочь утратил статус непечатного: ругаются не только солдаты и сапожники, но и политики, бизнесмены, журналисты, писатели, студенты, преподаватели, и даже вы. Не так ли?
Нецензурная брань звучит сегодня повсюду – на улице, в магазине, в транспорте, с экранов телевизоров и даже с трибуны Верховной Рады. Одних это шокирует, оскорбляет, вводит в ступор, другие – свыклись и давно перестали удивляться. Согласно опросу Украинского института социальных исследований, проведенному в прошлом году, 43-55% украинцев не смущает нецензурная лексика в фильмах и телепередачах. И лишь 20% опрошенных полностью отказались от просмотра кино и телепрограмм с трехэтажными матами.
Для современного украинца привычка разговаривать без использования нецензурных выражений становится атавизмом, считают филологи. Этой эпидемии подвержены сегодня все без исключения социальные группы.
Наверное, ни один роман выдающегося украинского писателя Юрия Андруховича не написан без употребления "крепкого" словца. Большого любителя матернуться Сер Жадана в прошлом году признали лучшим украинским поэтом. Произведения классика украинской матерной речи Леся Подервянского школьники зачитывают наизусть. Депутаты, и те баллотируются в парламент с предвыборным лозунгом: "Мы заставим этих ублюдков быть честными". А известная украинская журналистка Татьяна Коробова, прославившаяся умением "красноречиво" и своеобразно критиковать украинский политикум, по версии журнала "Фокус", входит в двадцатку наиболее влиятельных женщин страны.
Вот и получается, что мы матом не ругаемся – мы на нем разговариваем. А кому не нравится – не слушайте. Только у последних выбора иногда не остается.
Нормально ли то, что нынешнее общество сегодня настолько пропитано нецензурной лексикой, что порой ушам деваться некуда? И зачем мы вообще материмся?
Конечно, можно раскритиковать ситуацию, и сказать, что мат – это однозначно плохо. Но истина, как известно, дается в споре. Если мат существует – значит, в этом есть необходимость, считает Оксана Ткачева, психолог, психотерапевт Украинского научно-исследовательского института социальной, судебной психиатрии и логии. Более того, искоренить нецензурщину, по словам эксперта, практически невозможно.
"Я отнюдь не говорю, что ругаться матом – это хорошо, и не призываю, чтобы этим злоупотребляли. Но ничего ненормального в том, что человеку иногда хочется выразиться, тоже нет, – говорит психотерапевт. – И ставить вопрос о том, что это вообще должно быть искоренено, наверное, было бы очень некорректно, поскольку маты и другие грязные ругательства – явление, дошедшее до нас с глубоких времен. А человечество устроено так, что ничего просто так не сохраняет. Если до нас доходят сказки, мифы и матерные слова в том числе – значит, каким-то смыслом они нагружены, какую-то полезную функцию они выполняют. Поэтому искоренить мат невозможно".
Аналогичной точки зрения придерживается и доктор филологических наук, заведующая отделом социолингвистики Института украинского языка Национальной Академии Наук Украины Леся Ставицкая, презентовавшая в Украине словарь нецензурной лексики.
"Человек агрессивен по своей природе, – говорит профессор. – Его всегда будет что-то не удовлетворять в этом мире, что-то будет шокировать. В той или иной мере жизнь будет несправедлива к нему, или ему будет казаться, что несправедлива… Он может плакать, молчать, ударить кулаком или топать ногами, а может и вербально высказаться".
Именно поэтому искоренить ругательство, особенно в устном виде, нельзя. А вот уменьшить поток ругательств возможно, уверяет специалист. Для этого стоит лишь изменить социально-психологические условия жизни человека.
Пока же мы продолжаем ездить в переполненном метро, где злые и голодные люди ходят "по головам" и хамят друг другу в след, сообщает Обозреватель. Ведь мат – лишь быстрый способ избавиться от напряжения, утверждает Ткачева. В сегодняшних условиях опасения вызовет внутреннее состояние скорее не того, кто позволяет себе о выругаться, а того, кто не способен этого вынести, считает психолог.
Сила ругательств и заключается, наверное, в их многозначительности. При помощи матов украинцы способны объяснить многие вещи.
В то же время психологи выделяют и другие мотивы употребления мата. Якобы: за счет "крепкого" словца человек хочет показать свою силу (часто их используют люди, неуверенные в себе); к мату нередко прибегают те, у кого имеются уальные отклонения (таким образом, они находят выход своей неполноценности); нецензурную брань можно расценивать как проявление протеста по отношению к нормам общества; и, наконец, мат может быть просто словами-паразитами, а также признаком косноязычия, простого неумения свободно выражать свои мысли.
Безусловно, чем образованнее человек, тем богаче у него словарный запас, тем легче ему изложить свои мысли. Но это еще не значит, что такая личность не знает матерных слов или никогда ими не пользуется.
И если простой рабочий позволяет себе выразиться, то почему этого не может сделать политик? Ведь они, как известно, тоже люди, им тоже нужно как-то усмирять свои эмоции. Бывает, что происходит это и посредством "сильных" словечек.
"Политика – сфера довольно-таки напряженная, где давление осуществляется со всех сторон. И если политики не будут материться хоть иногда, то через одного будут валиться либо от инфаркта, либо от инсульта, либо от гипертонических кризов или язвенной болезни желудка, – считает психолог. – Внутренняя напряженность должна куда-то выбрасываться, если не вербальным способом, значит давлением, например".
Инф. mignews
agrinews.com.ua