На вопросы «Граней плюс» отвечает председатель парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Петр Порошенко (фракция «Наша Украина»).
— Насколько, по вашему мнению, возможны отмена политической реформы и проведение досрочных выборов?
— Я убежден, любые изменения, которые будут происходить, будут происходить лишь в правовом поле.
И когда мы говорим об отмене конституционной реформы, то речь идет исключительно о рассмотрении этого вопроса в Конституционном Суде. Если КС сочтет убедительными доводы субъектов законодательной инициативы, изложенные в соответствующем обращении, и примет решение отменить реформу, то это решение необходимо исполнять.
Если же решение Конституционного Суда будет негативным, то разговоры по отмене политреформы должны быть прекращены. Что, разумеется, не исключает возможностей ее усовершенствования.
— А досрочные выборы?
— Конституция дает исчерпывающий перечень оснований для роспуска Верховной Рады.
Первое — это неспособность в заданные сроки сформировать парламентскую коалицию, второе — неспособность сформировать новое правительство.
Вместе с тем, отдельные политики говорят о том, что парламент можно распустить в связи с непринятием бюджета. Прежде чем выступать с подобными утверждениями, необходимо прочитать Основной Закон. Такая норма обсуждалась на этапе конституционных предложений, но была исключена из текста в окончательной редакции. Поэтому начало процедуры роспуска парламента возможно, например, в случае выхода какой-либо фракции из состава коалиции, или принятия решения КС об императивном мандате — когда все депутаты, покинувшие фракции политических сил, по спискам которых попали в парламент, потеряют мандаты.
— Но хватит ли депутатов, которые придут на места «ренегатов», чтобы нынешняя правящая коалиция потеряла парламентское большинство?
— Мы вернемся в конституционное поле большинства в 237 голосов. Вот тогда и посмотрим, долго ли смогут социалисты и коммунисты голосовать в стиле отмены моратория на повышение тарифов или бюджетного ухудшения жизни пенсионеров.
— Вы надеетесь, что решения Конституционного Суда будут позитивными?
— Я верю, что они будут справедливыми. И предыдущая практика, когда направленные в КС обращения годами лежали там без рассмотрения, новым составом суда будет прекращена. Мало кто знает, что уже около десятка обращений, направленных в КС, были возвращены субъектам подачи без рассмотрения. Кроме того, ряд обращений уже находится на изучении судей КС. Думаю, что в феврале, марте, апреле мы получим первые решения КС по резонансным, знаковым проблемам, требующим конституционного разъяснения. Я не исключаю, что эти решения будут касаться вопросов императивного мандата, процедуры принятия решений Верховной Радой, права Кабмина регулировать те или другие вопросы своими постановлениями, и, наконец, право парламента на увольнение министров, кандидатуры которых были поданы Президентом Украины.
От Конституционного Суда сейчас зависит очень многое в условиях фактически правового вакуума, вызванного конституционной реформой.
В то же время положения политреформы нельзя урегулировать только решениями КС. В этом аспекте абсолютно необходима работа конституционной комиссии, созданной по инициативе Президента Виктора Ющенко.
Я противник того, чтобы в парламенте устраивался междусобойчик в виде кулуарных договоренностей без привлечения общественности, экспертных оценок, точки зрения Секретариата Президента, Кабмина.
Кроме того, Президент как гарант соблюдения Конституции должен иметь возможность влиять на этот процесс. Конституционная работа должна объединять, а не раскалывать общество. Если в ходе работы этой комиссии будут обсуждаться разные подходы, и в борьбе идей восторжествует истина — это можно только приветствовать. Если же эта работа, и в том числе парламента и антикризисной коалиции, будет вестись по принципу — кто не с нами, тот против нас — то они наступят на те же грабли. На сегодняшний день мы видим, что такая позиция создала кризис в обществе. Антикризисная коалиция создавалась для преодоления несуществующих мифических кризисов — в экономике кризиса не было, инфляция была нулевая, в обществе было согласие, социальные права были защищены, внешнеполитическая линия была четко выработана. На сегодняшний день по всем направлениям, — от социальных вопросов и вопросов взаимоотношения власти и бизнеса — до внешней политики и спектра внешнеэкономических проблем — мы входим в глубокий системный кризис.
Бисмарк говорил, что только дураки учатся на своих ошибках — умные люди учатся на ошибках других. Давайте же не опускаться ниже дураков. Ведь в первую очередь от ошибок власти страдают не те, кто сидит в теплых парламентских или правительственных креслах, а незащищенные слои населения, которым, кроме как на государство, больше рассчитывать не на кого.
— Возвращаясь к теме политреформы, вам не кажется, что происходит либо случайная, либо намеренная подмена тезиса отмены реформы и тезиса ее усовершенствования?
— Объективно — я не вижу такой подмены. Есть два совершенно разных процесса. Есть процессы, которые происходят в политической среде в отношении отмены конституционной реформы. Разговоров по этому поводу было много. Но должен сказать, что, когда я работал секретарем СНБОУ, Президент четко заявил — совет не должен заниматься ревизией или отменой реформы. Я не берусь судить — хорошо это или плохо, но это была четкая позиция Президента.
Впервые действия в этом направлении были предприняты партией «Народный союз Наша Украина»". После завершения работы программной комиссии, готовившей материалы ко второму этапу съезда НСНУ, я выступил с заявлением о том, что необходимо занять принципиальную позицию. И мы впервые заявили, что будем заниматься отменой конституционной реформы и намерены направить соответствующее представление в КС.
Но хочу подчеркнуть, что эти заявления партии не имеют никакого отношения к работе конституционной комиссии. Наша позиция — не эмоция и не PR, а начало системной работы — сбор подписей и обращение в КС, выступление на заседании суда.
С нашей точки зрения — проблема не в том, что в Конституции где-то запятую не так поставили. Я убежден, что говорить о смене вертикали власти, о структуре построения власти в Украине невозможно без всенародного референдума. Когда речь идет об изменении структуры управления государством, невозможно игнорировать мнение народа — единственного, определенного Конституцией, носителя государственной власти. При этом каждая сторона должна иметь право проводить агитацию за свое видение системы управления страной. И только после решения всенародного референдума можно предпринимать следующие шаги.
И еще во время подписания Универсала национального единства я говорил, что власть несбалансированна и остаются огромные проблемы в вопросах распределения полномочий. Ведь вопрос не в том, кому эти полномочия достанутся, а в том, что из-за неурегулированности будет страдать экономика, политика, социальная сфера и авторитет Украины в глазах всего мира.
— Не исключено, что в случае отмены политреформы в стране воцарится Кучма-3 — пусть и под иной фамилией. Ваша партия учитывает такую опасность?
— Власть для политической силы — это инструмент реализации программной политики, которую она декларирует, а не награда.
— И отмена конституционной реформы, и имплементация принятых на референдуме решений должны утверждаться парламентом, для чего необходимы голоса минимум 300 депутатов. В этой связи не целесообразней ли было бы искать консенсус на основе уже имеющейся Конституции?
— Мы должны заложить прецедент, когда изменения структуры власти осуществляются исключительно через референдум. На сегодняшний день народ разочарован не потому, что резко ухудшился за два года уровень жизни. Это неправда. Объективные данные экономики, количество вкладов населения на счетах в банках, количество автомобилей, причем не Линкольнов и Роллс-ройсов, а ВАЗов, которые может купить человек со средним доходом, рост количества покупок в кредит даже мобильных телефонов — все это свидетельствует об уверенности в завтрашнем дне.
Но проблема не в хлебе с колбасой, и даже не в том, что кто-то оправдал ожидания, а кто-то не оправдал. Проблема в том, может ли человек влиять на позицию государства, или нет.
Так вот референдум — это то, что от людей зависит. И не губернаторы будут организовывать этот референдум, и не ребята с бейсбольными битами будут определять деятельность комиссий по проведению референдума.
Я в свое время голосовал против результатов проведенного Леонидом Кучмой референдума-2000, потому что все знали, что этого референдума по факту не было.
И мы должны создать прецедент честного проведения референдума. Референдума, результатам которого общество будет доверять, и пусть потом эта Верховная Рада попробует пойти против народа.
Леся Борисова, Антон Крюков
«Грани плюс»
agrinews.com.ua