Крупнейшая компания Японии — Toyota Motor собирается составить концию автомобильному концерну General Motors. Крупные японские предприятия собираются в «инвестиционный тур» по Европе и США с увеличивающимися доходами и денежными резервами. После большого количества проблем в 90-х годах, теперь они в полном порядке и активно наступают. Электронные гиганты Toshiba или Hitachi делают инвестиции, скупая более мелкие предприятия. Крупные торговые дома закрепляются за границей.
По оценкам Японского исследовательского института в этом финансовом году японские предприятия должны увеличить добавочные инвестиции на целых 8,7%, тогда как в прошлом году это было 7,5%.
«Крупные предприятия занимаются развитием, — говорит аналитик Макото Ишикава. — С перспективами на слишком долгий срок они хотят укрепить свою позицию в глобальном соревновании».
При этом, учитывая сокращения населения Японии, они посматривают на иностранные рынки. Самые внушительные отрасли — автомобилестроение, электроника, торговля и металлургия.
По сравнению с другими странами, торговые дома — это отдельный разговор. В некоторых случаях группы предприятий, так называемые Keiretsu, торговали для других предприятий, ведь с процессом глобализации, у большинства фирм эта функция часто выпадала. Однако и сегодня самый большой торговый дом Mitsubishi Corp. все еще продает автомобили от Mitsubishi Motors и только недавно доля производителя грузовиков Isuzu была увеличена. Между тем, торговые дома добиваются больших поступлений с помощью электроэнергии и сырья, они остаются активными инвесторами в био-технологиях и в производстве мультфильмов.
А вот одна особенность крупных предприятий — в ТОП-50 по сравнению с прошлым годом было мало движения — это интегрирование. Оно является отличительной чертой Japan Inc. и еще более ярко выражено, чем у Deutschland AG в прошлом десятилетии, когда все банки и страховые компании имели акции многих предприятий.
Хотя в Японии количество интегрирования уменьшается — доля перекрестных капиталовложений составляет сейчас около 8% всего пакета акций. В 80-х годах это было около 20%. Тем не менее, перекрестные капиталовложения все еще оказывают влияние на метод ведения дел многих крупных предприятий. Так, в виду возможных покупок предприятий за границей, в Nippon Steel решили усилить перекрестные сращивания с партнерами. С этого года иностранные фирмы могут платить за покупку фирм в Японии акциями, это облегчает слияния.
В ТОП-50 сразу бросается в глаза то, что особенно успешны предприятия автомобилестроения. Они доминируют в оборотах и чистой прибыли. Кризис отрасли в Европе и США никак на них не повлиял. Nissan сотрудничает с Renault, тогда как Honda Motor с успехом продолжает развиваться самостоятельно. Поставщикам автомобилей идет на пользу слабый курс иены. Иена делает товары выгоднее, а потому более контоспособными в странах с долларовой и евровалютой. Также хороши и перспективы на текущий год. Только Mitsubishi Motors, бывший партнер Daimler-Chrysler, проывает.
Если не учитывать не очень успешную авиакомпанию Japan Airlines и производителя батареек Sanyo Electric, то дела у японских компаний обстоят намного лучше, чем несколько лет назад. Концерны собирают плоды своей реорганизации. Но сделали ли японские предприятия выводы из ошибок спекуляции в 80-х годах, станет ясно только когда скачки в доходах пойдут на убыль.
Поставщики финансовых услуг
Крупные банки Японии находятся на задворках международной финансовой арены. Европейские банки уже жалуются, что японские конты со своими низкими ценами опять охотятся на финансовые договора. Финансовые институты, которые посвятили все свое время уменьшению сомнительных кредитов, также продолжают интернационализацию клиентов своих фирм.
За последние годы Mizuho и Sumitomo-Mitsui сильно отдалились от международного бизнеса. Сначала начались слияния с крупными банками внутри страны, а потом вследствие краха на рынке недвижимости, уменьшение большого количества сомнительных кредитов. Недавно и финансовая группа Sumitomo-Mitsui, последний из трех мегабанков, выплатила госкредиты конца девяностых.
На новом этапе всем банкам предстоит укрепление отрасли инвестиций — до этого она была весьма слабой. Sumitomo-Mitsui на протяжении многих лет тесно сотрудничает с Daiwa Securities. Mizuho хочет укрепить эту отрасль в альянсе с Shinhan Bank и корейским Банком Развития. Для того, чтобы расширить сегмент, Mitsubishi UFJ увеличивает свою часть в отрасли инвестиций на 100%.
Аналитики отмечают, что, несмотря на высокие доходы, японские банки должны сделать свою деятельность намного более выгодной. На данный момент это большей частью доходы от процентов. Растущие проценты должны оказать положительное влияние, тогда как институты могли бы поднять низкие процентные маржи, аргументирует агентство рейтингов Fitch.
Японские страховщики надеются, что смогут извлечь выгоду из повысившихся процентов. В этом году, впервые за десятилетия они подняли гарантийные проценты на новые вклады. В виду ограниченного роста на домашнем рынке, страховщики (жизни и вещей) простирают свои щупальца на соседние азиатские рынки: их привлекает Индонезия, Таиланд, Индия, Китай.
Но в то же время, аналитиков беспокоит, что с увеличением спроса на кредит снова войдет в моду «плохая практика выдачи кредитов», как когда-то в 80-х годах, когда банки слишком дешево отдавали деньги в долг.
ТОП-отрасли
Автомобили
Toyota собирается подвинуть крупнейший автомобильный концерн General Motors. Качество автомобилей, акцент на модели с экономией бензина и автомобили-гибриды, а также стабильные долгосрочные стратегии — вот составляющие рецепта успеха. Toyota надеется, благодаря слиянию с Fuji Heavy, распространять свои продукты в США еще быстрее.
Торговля
Торговый дом Mitsubishi Corp. является частью группы Mitsubishi. Деловые связи с Mitsubishi Heavy и Mitsubishi Motors все еще сильны. 46% оборотов предприятие совершает за счет электроэнергии и сырья. Кроме того, Mitsubishi Corp. владеет 20% в российском проекте добычи жидкого газа Сахалин-2. Рядом с Mitsubishi в ТОП-10, находятся еще три других торговых дома.
Телекоммуникации
Бывший монополист Nippon Telegraph & Telephone Corp. (NTT) является японским телекоммуникационным гигантом внутри страны. Спустя 21 год после приватизации, государство все еще владеет одной третью компании. Правительство надеется ограничить это влияние, в виду развития телефонной, мобильной связи и сети Интернет. Но даже сейчас интеграция велика: NTT принадлежит 59% акций ведущего оператора мобильной связи Docomo.
«Дело»