Несмотря на всю важность прошедших в США выборов в Конгресс и Сенат (здесь переизбиралась треть сенаторов), в условиях сильной президентской власти их результат скорее обозначил тенденцию, нежели предопределил радикальную смену курса. Но эта тенденция весьма показательна, и уже сегодня многими аналитиками экстраполируется на результат президентских выборов 2008 года.
Итак, демократы завоевали абсолютное большинство в Конгрессе и Сенате. Правда, формально в верхней палате у демократов ровно 50 мест из 100. Однако сенатор Джо Либерман, кандидат на пост вице-президента США на драматических выборах 2000 года, исключенный в свое время из Демократической партии за радикальную критику войны в Ираке, переизбравшись на очередной срок уже в качестве независимого кандидата, заявил о своем намерении голосовать по основным вопросам солидарно со своими бывшими соратниками.
Из многих следствий победы демократов сразу в обеих палатах отметим только одно – уже предрешенное блокирование Вашингтоном вступления России в ВТО, как минимум, до президентских выборов, т.е. до 2009 года. Таким образом, Киев получает существенный бонус перед Москвой в этой гонке. Если, разумеется, ство в ВТО рассматривать как цель, для достижения которой хороши любые средства (в данном случае – уступки).
Однако Кремль сегодня чувствует себя достаточно уверенно и вне этой организации, а потому, даже выторговав вполне приемлемые условия вступления с Евросоюзом и Китаем, продолжает «ать в принципы», скажем, в вопросах ветеринарного контроля мясной продукции в США, который якобы недостаточен, чтобы завозить североамериканское моеное мясо в Россию. Поэтому вполне вероятно, что Киев вступит в ВТО на ближайшем саммите – в декабре 2007 года, а Москва – двумя годами позднее. Но даст ли этот временной зазор хоть какие-нибудь преимущества Украине в ее непростых торгово-экономических отношениях с Россией?
Язык мой – враг мой
Как известно, политикам и дипломатам язык дается для того, чтобы скрывать свои мысли. Однако в нашей стране, похоже, это правило не действует, и даже на весьма высоком уровне мы слышим заявления о том, что, всту первым в ВТО, Киев сможет использовать этот факт как козырь в газовых переговорах с Москвой.
Начнем с того, что если это действительно козырь, то о нем вряд ли стоит заявлять о. Ведь не секрет, что требование Киргизии погасить некий «доисторический» долг в $27 млн в качестве одного из основных условий подписания Бишкеком протокола о допуске Украины в ВТО носит, прежде всего, политический характер. При слабости нынешнего киргизского режима, его политическая зависимость от Москвы не вызывает сомнений, так что украинский козырь может довольно долго ждать своего появления – до розыгрыша киргизского. Вот, например, Грузия, отозвавшая свое согласие на вступление РФ в ВТО, сорвала в Женеве последнее заседание Рабочей группы по России. (Между прочим, режим Саакашвили ориентируется более на Демократическую партию; его отношения с республиканцами стали весьма прохладными после того, как Мишико в 2004-м высказался в поддержку Керри – оппонента Буша-младшего...)
Здесь, кстати, стоит отметить тот факт, что затяжка переговоров Украины с Тайванем по ВТО также носит во многом политический характер: мятежная провинция настаивает, чтобы Украина признавала тайванские международные паспорта, против чего категорически выступает материковый Китай.
Возвращаясь же к идее использовать первенство во вступлении в ВТО в качестве «козыря на газовых переговорах», нужно отметить, что ее адепты предпочитают не расшифровывать эту сакральную для них формулу. И правильно делают, ибо она слишком уж неоднозначна…
Начнем с того, что ВТО в принципе не регулирует торговлю энергоносителями, цены на которые де-факто формируются картелями и монополиями с номинальным использованием рыночных (биржевых) механизмов.
С другой стороны, представим себе ситуацию, при которой Украина становится ом ВТО в декабре 2007 года, сумев сохранить нынешний уровень цен на российский газ. В таком случае, производители Евросоюза (в первую очередь) получат все основания для начала антидемпинговых расследований в отношении той части украинского экспорта, в цене которой существенна «газовая составляющая» (минеральные удобрения, пластмассы, продукция металлургии).
Более того, стратегическое сотрудничество Германии и России в газовой сфере, особенно если Кремль в каком-то компромиссном виде подпишет Энергетическую Хартию, а на базе украинской газотранспортной системы будет создан тройственный международный консорциум, будет означать неизбежное выравнивание цены на газ (без расходов на транспортировку) на всем европейском пространстве, начиная с российско-украинской границы. Особенно в случае появления пресловутых «независимых поставщиков газа».
Кроме того, лоббировать повышение внутренней цены на газ в Украине будут западные компании, претендующие на разработку черноморского шельфа, которые желают получить достаточно емкий рынок сбыта добываемых углеводородов, и не иметь проблем с экспортом газа.
Таким образом, представить себе, каким именно образом тема ВТО сможет повлиять на позицию России в газовом вопросе, крайне сложно. Тем более что Москва, как мы уже отмечали, отнюдь не спешит вступать в ВТО, тем более ценой принципиальных уступок.
Кому нужна синхронизация?
Сегодня для отечественных патриотов любые разговоры о «синхронизации» вступления в ВТО Киева и Москвы звучит как клич «Ганнибал у ворот!» для защитников Рима. Во-первых, потому, что для части украинской элиты опередить Россию в процессе вступления в эту организацию – чуть ли не вопрос чести. Однако в данном случае «синхронизация» означает, прежде всего, не одновременность, а согласованность условий вступления. Более того, на дипломатическом языке вопрос Премьера РФ Михаила Фрадкова о готовности Украины синхронизировать вступление в ВТО с Россией означает: осознает ли украинское руководство проблемы, связанные с вступлением Киева в Организацию на условиях, существенно отличных от взятых на себя Москвой?
Честно говоря, судя по категоричности реакции, создается впечатление, что президентская «секция» исполнительной власти этих самых проблем не осознает… Между тем, ситуация становится абсолютно прозрачной, если обратится к следующей таблице:
Средневзвешенные ставки таможенных тарифов
|
На сегодняшний день |
Конечный связанный уровень в рамках присоединения к ВТО | |||
Украина |
Россия |
Украина |
Россия | ||
Промтовары |
6.11 |
~ 10.2 |
4.77 |
~ 7.6 | |
Сельхозтовары |
18.19 |
~ 14 |
10.07 |
~ 13 | |
Как мы видим, с точки зрения защиты внутреннего рынка (а это, согласитесь, чуть ли не
самый главный критерий оценки любой международной экономической торгово-экономической организации) Россия вступает в ВТО на значительно лучших условиях, нежели Украина. Но особо заметным этот разрыв будет в тот момент, когда Киев уже вступит в ВТО, а Москва еще нет. Очевидно, что в такой ситуации не то, что о зоне свободной торговли в рамках Единого экономического пространства (на что согласен Киев) либо едином таможенном пространстве (которое выгодно Москве), но и о сохранении торговых преференций в рамках СНГ речи быть не может. Ведь Москва не позволит, чтобы Украина стала перевалочным пунктом для массированного ввоза в Россию дешевого импорта из третьих стран, что неизбежно в случае столь значительного тарифного «зазора».
Более того, даже при одновременном вступлении наших стран в ВТО, этот «зазор» вполне достаточен для принятия Москвой мер по минимизации режима свободной торговли с Украиной.
А масштабные потери на северо-восточных рынках, как уже неоднократно убеждались отечественные производители, невозможно компенсировать в других регионах...
Дмитрий Джангиров, специально для «УРА-Информ»