• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Николай Онищук: «Надо определяться - принципы или страна?»
    Опубликовано: 2006-08-02 17:34:00

    С представителем фракции «Наша Украина», первым заместителем председателя комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Николаем Онищуком мы беседовали 1 августа в первой ине дня. И хотя лавина сообщений СМИ, свидетельствующих о повышении шансов на роспуск парламента, к тому времени уже пошла, парламентарий остался при мнении, что досрочных выборов стране все-таки удастся избежать. Если же парламент будет распущен, то новые выборы следует проводить одновременно со всенародным референдумом об одобрении уже принятых изменений в Конституцию - уверен Николай Онищук.

    - Если участники «круглого стола» у Президента так и не придут к полному согласию, вероятность роспуска парламента резко возрастает. «Наша Украина» готова к такому развитию событий?

    - Готова. Более того, замечу, что одна из ее составляющих - партия НСНУ, была в числе первых политических сил, кто провозгласил курс на досрочные выборы. Но я придерживаюсь более оптимистического сценария завершения круглого стола. Имея в виду то, что для сознательных политиков иного варианта развития событий, кроме поиска определенного баланса политических влияний, сегодня нет.

    - Что значит - поиск баланс влияний? «Наше украинцы» должны договориться с «донецкими?»

    - Речь о том, чтобы каждая политическая сила поступилась принципами там, где она может это сделать.

    - То есть - Партия регионов идет на уступки в идеологическом плане, а «Наша Украина» - в кадровом, соглашаясь на Януковича-премьера?

    - «Наша Украина», вероятно, согласится на кандидатуру премьер-министра Виктора Януковича, хотя решение за президентом. Что касается кадровых вопросов, речь о том, чтобы разделить сферы ответственности между Партией регионов, антикризисной коалицией в целом - с одной стороны, и «Нашей Украиной», Президентом - с другой. Схема такая: «Наша Украина» получает в свои руки должности, связанные с контролем за соблюдением прав человека, - в той части, где эти должности не являются непосредственной сферой ведения Президента. Вместо этого антикризисной коалиции, и в частности -Партии регионов, отходят полномочия в сфере экономики. То есть там, где они заявляют, что могут хорошо справиться. Такой блоковый, макроэкономический способ сожительства двух сил позволит избежать политической конфронтации, дав Украине возможность продолжить движение по пути евроинтеграции.

    - Каковы могут быть политические последствия для Президента и «Нашей Украины», если Виктор Ющенко таки представит кандидатуру Виктора Януковича на должность премьера?

    - Сейчас нужно думать не о политических последствиях, а о том, чтобы разрешить парламентский кризис и не дать политически дезинтегрировать страну, чтобы вернуть Украину к нормальной политической и экономической жизни.

    - Однако назначение Януковича будет восприниматься символически. И символ этот можно выразить одним словом - реванш. Вас как представителя «оранжевой» команды такая перспектива не коробит?

    - Я более прагматичный политик. Наша фракция и сегодня считает, что кандидатура Виктора Януковича не является оптимальной и компромиссной. Однако есть политическая реальность. Она заключается в том, что мы признали результаты парламентских выборов. Признали и созданную в парламенте антикризисную коалицию. А, значит, мы не можем не признавать право этой коалиции вносить указанную кандидатуру. Президент и «Наша Украина» должны предложить систему политических балансов, которая бы уравновесила то соотношение сил, которое сложилась. Другого способа разрешения ситуации я не вижу. Если только не считать возможности роспуска парламента указом президента и проведения досрочных выборов.

    Но уж если назначать досрочные выборы, то, по-моему, стоит одновременно провести и общенациональный референдум по наиболее актуальным вопросам жизни государства.

    - То есть?

    - Это может быть и политическая реформа. В конце концов, народ, который подчиняется законам, имеет право их создавать. Это значит, что именно народ должен дать ответ относительно целесообразности изменения формы государственного правления, которое мы осуществили. Ведь именно это изменение в определенной степени и привело к политическому кризису. Возможны и другие вопросы для референдума. Сами по себе новые выборы без других мер, которые бы непосредственно выявили волю народа относительно важнейших вопросов жизни общества и государства, должного результата не дадут.

    - Не все в Вашей фракции так умеренно относятся к перспективе сотрудничества с Партией регионов. Есть национал-демократы, которые категорически против. Если какая-то форма сотрудничества с «донецкими» будет найдена, «Нашу Украину» ждет раскол?

    - Мы ожидаем жесткой дискуссии. Надо будет принять решение: принципы превыше всего или страна превыше всего. В любом случае, «Наша Украина» не имеет намерений ассимилироваться с Партией регионов. Мы будем проводить свою политику вне зависимости от форм сотрудничества с антикризисной коалицией. Сейчас нужно понять, что именно такой компромисс отвечает интересам украинского народа, и что именно такой альянс не есть вечным.

    - Вы могли бы полтора года назад представить, что будете сторонником такого альянса?

    - Я не являюсь сторонником этого альянса. Но я сторонник рационализма в политике. Это - естественный предел компромисса.

    - Когда в Украине появится, полноценный Конституционный суд?

    - Если Универсал будет подписан, и, соответственно, - созданы механизмы его реализации, тогда политическая острота вопроса о Конституционном суде снимется. Соответственно, можно будет ожидать избрания со стороны парламента его квоты судей КСУ и приведения к присяге всего новоизбранного состава Конституционного суда.

    - Какова, в этом случае, вероятность того, что Конституционный суд пойдет на отмену политреформы?

    - Думаю, на принятие решений такого характера, способных дестабилизировать ситуацию в стране, Конституционный суд не пойдет. Я уверен в этом. Это было бы ошибкой всех заинтересованных субъектов: хотя бы фактом внесения соответствующих представлений попытаться подтолкнуть Конституционный суд к отмене принятых изменений в Основной Закон. Нельзя использовать Конституционный суд для решения вопросов, которые должны решаться политически.

    - Но у нас же исторически так сложилось, что этот орган время от времени для подобных целей используется?

    - И, тем не менее, я надеюсь, что наши политики становятся более современными. Особенно - в той части, где речь идет об уровне их правовой и политической культуры.

    - А частичное упразднение конституционных изменений, по-вашему, возможно?

    - Закон о внесении изменений в Конституцию № 2222 может быть признан или конституционным, или не конституционным. Промежуточных решений здесь быть не может.

    DailyUA

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.