С началом нового законотворческого сезона депутаты заметно активизировались. Только в середине сентября в Верховной Раде было зарегистрировано семь (!) законопроектов, касающихся ьной тематики. Изменения могут коснуться широкого спектра законодательных актов: от Закона «О винограде и виноградном вине» до Закона «О налоге с доходов физических лиц».
«Массандра» на розлив!
Наиболее системные изменения предлагается внести в законы «О винограде и виноградном вине», «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и ьные напитки» и даже в Таможенный тариф Украины.
Наиболее активной и системной оказалась политическая сила, отличившаяся шумихой вокруг НПАО «Массандра» и имеющая интересы в ьном бизнесе, как на юге, так и на западе страны. Кстати, именно представитель этой партии зарегистрировал в Верховной Раде проект Закона №2136 от 12 сентября 2006 года «О структуре, полномочиях и особенности правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения «Массандра», согласно которому все госпредприятия, входящие в его состав полностью подконтрольны Кабмину. Внушительный перечень законопроектов свидетельствует, что «Массандрой» интересы этой политической партии не ограничиваются.
В проекте Закона №2109 от 11 сентября 2006 года «О винограде и виноградном вине» предлагается признать виноматериалы, предназначенные для изготовления готовой продукции, которые реализуются предприятиям вторичного виноделия, неподакцизной продукцией. Соответственно, в проекте Закона №2133 от 12 сентября 2006 года «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и ьные напитки» категория «виноградное сусло для производства чного спирта и истых вин» расширена до «виноматериалов виноградных». Сейчас же, согласно части первой статьи второй данного закона, с виноматериалов для производства готовой продукции взимается акцизный сбор в размере 1 грн/литр. При том, что акциз на готовую продукцию никто не отменял.
Отчасти данное нововведение может минимизировать ожидаемый рост цен на вина. Неуай этого года сказался на ценах на сырье.
«Цены на качественные сортовые виноматериалы из европейских сортов винограда (Алиготе, Совиньон, Шардоне) изменились несущественно, - говорит Лариса Шимчук, Директор Производственного объединения Первого Национального Винодельческого Холдинга, - Значительно подоали виноматериалы из сортов Каберне и Саперави».
Кроме виноматериалов, из-за увеличения составляющей энергоресурсов поднялись цены на стеклянную и гофротару. Хотя одна гривна на литре виноматериала вряд ли будет ощутима в свете новых цен на газ.
к: 1?/литр
Впрочем, законопроектное творчество не ограничились лишь виноделием, а коснулось и чного производства. В частности, проект Закона №2101 от 11 сентября нынешнего года «О внесении изменений в Таможенный тариф Украины» предусматривает троекратное снижение пошлины до 2,5 евро за литр абсолютного я.
Теоретически, снижение пошлины на чный спирт может быть стимулом к ввозу более качественных чных спиртов и как следствие – выводу новых торговых марок в ценовом сегменте выше среднего. Но отечественные чники не спешат конкурировать с грузинами, армянами и французами, ограничившись выпуском марочных ков.
По данным Аналитической службы Первого Национального Винодельческого Холдинга, самым емким в Украине остается ценовой сегмент от 25 до 35 грн. Его доля составляет 38% в натуральном выражении и 33% в денежном. Поэтому «альтруизм» со стороны украинских чников исключен. К тому же, конция с более дорогими импортными торговыми марками – дело слишком рискованное.
«При нынешней ставке таможенной пошлины ки из привозного сырья могут стоить на полке от 50 гривен, - считает Роман Моисеев, бренд-менеджер ТМ «Таврия». - А при ставке 2,5 евро/литр абсолютного спирта стоимость литра ка составит около 1 евро за литр. А это уже неплохо для старта в нижнем и среднем ценовом сегменте».
Для предприятий-боттлеров это неплохой шанс усилиться в сегменте от 25 до 35 гривен. Причем с достаточно неплохой рентабельностью. Поэтому эта законотворческая инициатива явно в интересах производителей, работающих на привозном сырье.
Производители ка уже констатировали, что запасы, ввезенные беспошлинно в 2003 году, истрачены. Вероятно, появление законопроекта можно объяснить тем, что оптимальный срок для предоставления разрешения на беспошлинный ввоз чных спиртов прошел еще августе. Тогда отечественные производители могли разместить заказы, не создавая ажиотажа на европейском рынке.
О том, что беспошлинного ввоза можно не ждать, говорят темпы ввоза в Украину чных спиртов отдельными производителями. За восемь месяцев текущего года некоторые боттлеры успели ввезти спиртов из Грузии и Азербайджана больше, чем произвели ка за этот же период.
Лицензия - 100$ в год!!!
Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления борьбы с фальсификацией ьных напитков)» предлагает приоткрыть калитку в ьный и табачный бизнес. В частности, предлагается расширить перечень предприятий, имеющих право производить чный и плодовый спирт. Сегодня этой деятельностью могут заниматься только те предприятия, которые имели лицензии на 1 января 2001 года. В тексте законопроекта этого ограничения нет.
Продолжение этой идеи видим уже в проекте Закона №1301-1 от 11 сентября 2006 года «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, чного и плодового, ьных напитков и табачных изделий». В нем предлагается поэтапное снижение стоимости лицензий на право импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли ьными и табачными изделиями (табл. 1).
Табл.1. Стоимость лицензий на право импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли ьными и табачными изделиями по проекту Закона «О госрегулировании производства и оборота спирта этилового, чного и плодового, ьных напитков и табачных изделий» (относительно изменения стоимости лицензий) №1301-1 от 11.09.2006
Лицензия |
2006 (тыс.грн) |
2006 (проект) (тыс.грн) |
2007 (проект) (тыс.грн) |
на импорт ьных напитков и табачных изделий |
1 000 000* |
500 000 |
250 000 |
на экспорт ьных и табачных изделий |
3 000 |
2 000 |
1 000 |
на оптовую торговлю ьными напитками |
250 000 |
150 000 |
50 00 |
* согласно действующему Закону Украины №481/95-вр в редакции от 16 марта 2006 года «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, чного и плодового, ьных напитков и табачных изделий», лицензии на импорт ьных и табачных изделий приобретаются отдельно. Стоимость каждой – 500 000 грн. в год.
Основной «фишкой» законопроекта является то, что необходимо купить лишь «входной билет» на рынок, а ежегодная плата за лицензии на право импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли ьными и табачными изделиями составляет всего 500 гривен (!).
Основным мотивом для внесения данного законопроекта является приведение законодательства Украины о лицензировании импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли ьными напитками и табачными изделиями в соответствие с требованиями ВТО. В то же время, единственный «ьно-ВТОшный» законопроект №7126 был внесен еще в июне 2005 года правительством Тимошенко. Нулевые ставки на ввоз спиртов и ьных напитков были провалены в Верховной Раде. Теперь же под соусом ВТО предлагаются весьма неоднозначные нововведения.
В целом, этот законопроект может быть позитивно воспринят в компаниях-производителях я. Однозначно, изложенные предложения повысят рентабельность деятельности компаний импортеров и дистрибуторов. Но возникает закономерный вопрос: зачем понижать барьер на контном рынке, который только начинает структурироваться?
«Новой тенденцией среди операторов рынка является консолидация основных производителей, нацеленных на долгосрочную перспективу, - считает Геннадий Кулжинский, Директор по маркетингу Первого Национального Винодельческого Холдинга. - В обозримой перспективе она сыграет основополагающую роль в развитии украинского рынка вина. Это признак начала его фазы зрелости, когда производители не действуют самостоятельно, а объединяются для решения стратегических задач всей отрасли в целом».
По мнению специалистов Первого Национального Винодельческого Холдинга, на рынке уже сформировался пул лидеров, роль которых в ближайшее время только усилится. Это будет происходить как за счет поглощения более мелких производителей, так и за счет объединения усилий крупных операторов в определенной сфере. Как, например, сотрудничество компании «Маркет-Групп-Дистрибуция» и концерна «Оверлайн».
«Это прецедент для рынка Украины, - считает Андрей Салацкий, Исполнительный директор Первого Национального Винодельческого Холдинга. - Компании пошли не по пути поглощения мелких региональных дистрибуторов, а по пути объединения своих усилий в области дистрибьюции своей продукции. За счет этого обе компании могут увеличить представленность в торговых точках и получить синергетический эффект, сэкономив на логистических издержках».
Впрочем, выгоды существующих производителей от принятия данных законопроектов не так велики. Ведь со снижением стоимости входа на рынок на нем появятся новые оки (производители, импортеры, дистрибуторы), которые неизбежно будут искать свой островок в море я. А это очередная волна (в лучшем случае) маркетинговой борьбы.
Очень похоже, что внесенные законопроекты - это «трамплин» для старта на рынке новых оков. И они могут заявить о себе уже в следующем году. Таким образом, предложенные законопроекты могут отбросить рынок в своем развитии на несколько лет назад.
САНу - бой!
В этом сезоне продолжается свой «крестовый поход» против слабоьных напитков. Похоже, некоторые депутаты разрабатывали определение «слабоки» вместе. У законотворцев из разных фракций они идентичны. В законопроекте №2075 от 7 сентября 2006 года «О госрегулировании производства и оборота спирта этилового, чного и плодового, ьных напитков и табачных изделий» слабоьным напитком предлагается считать напиток «с содержанием этилового спирта от 1,25% до 8,5%, изготовленный на основе водно-спиртовой смеси с использованием ингридиентов, полуфабрикатов и консервантов, насыщенный или не насыщенный диоксидом углерода». В этом отношении российские коллеги оказались более осведомленными и упомянули в одном из документов купажные напитки с низким содержанием я как отдельную акцизную группу.
Отстаивается в документе и запрет на продажу и употребление слабоьных напитков в местах проведения массовых мероприятий. Вероятно, употребление других напитков (например, солодовых или истых) влияет на молодежь менее пагубно.
Похожие рассуждения о слабоьных коктейлях находим и в законопроекте №2164 от 14 сентября этого года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения рекламы и реализации ьных напитков и табачных изделий». Только теперь в виде окончания эры спонсорства ьных брендов в принципе. Вероятно, его позиция не найдет поддержки в первую очередь среди представителей медиа.
Кроме того, предлагается запретить «формировать мнение, что ь имеет лечебные свойства или является стимулирующим или успокаивающим средством». Народный депутат наверняка не слишком внимательно смотрит рекламу: производители слабоьных напитков уже давно предлагают своим потребителям не напиток, а стиль жизни.
Тем же, кого эти законопроекты не успели спасти, следует помнить, что в Верховную Раду внесен законопроект, исключающий ьную зависимость из списка недугов, от которых можно избавиться, воспользовавшись налоговым кредитом.
Курильщики пока могут спать спокойно. Благородность их намерений излечиться от вредной привычки пока еще никто не ставит под сомнение.
Даниил Нестеров,
пресс-служба Первого Национального Винодельческого Холдинга
СПРАВКА:
Первый Национальный Винодельческий Холдинг входит в состав корпорации «Логос» (г.Днепропетровск). Как управляющая структура Первый Национальный Винодельческий Холдинг объединяет лидеров украинского виноделия:
ООО "Инкерманский завод марочных вин" (г.Севастополь, АР Крым), АПФ "Таврия" (г.Новая Каховка, Херсонская область), ЗАО "Институт Виноделия" (г.Днепропетровск), а также первичные базы виноделия: ООО "Качинский+" (АР Крым, Севастопольская зона виноделия), ЗАСО "Черноморец" (АР Крым, Бахчисарайский район). Общая площадь виноградников Холдинга- более 3500га.