• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Концепция для сельхозмаша
    Опубликовано: 2006-08-23 12:42:00

    Техника украинских сельхозпредприятий сегодня в катастрофическом состоянии. Специалисты Минагрополитики отмечают, что ресурс техники исчерпывается вдвое или даже втрое быстрее, чем это предусмотрено. Аграрные предприятия обеспечены техникой только на 40-50 %, из которых более 90 % отработали свой амортизационный срок. В результате ежегодно в масштабах всей страны теряется до трети уая, что в денежном выражении составляет от 15 до 20 млрд. грн. Подсчитано также, что ежегодно аграрии страны тратят около 185 млн. грн, на приобретение малогабаритной и универсальной сельхозтехнику иностранного производства. В поиске выходов специалисты Минпромполитики вновь инициируют утверждение Концепции государственной программы развития отечественного машиностроения для АПК.

    Говоря об итогах работы предприятий отрасли в первом полугодии нынешнего года руководитель государственного департамента тракторного и сельхозмашиностроения Минпромполитики Владимир Саченко рассказал, что рост производства составил всего 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а реализация – 2,4%. На предприятиях продовольственного, торгового и перерабатывающего машиностроения показатели не намного лучше. У 35% предприятий показатели темпов роста производства и реализации ниже 100%. Касаясь общих тенденций, руководитель департамента все же отметил ряд факторов, дающих повод для оптимизма. Так, в июне нынешнего года правительство приняло постановление «Об утверждении Государственной программы производства отечественных маражных дизельных двигателей и силовых и энергетических установок для агропромышленного комплекса на 2006-2010 гг.». Сегодня еще немало надежд на научно-технический потенциал Харьковского конструкторского бюро двигателестроения, у которых немало разработок. По словам специалистов, они не уступают зарубежным аналогам и уже со временем могут быть внедрены в Украине при условии незначительной государственной поддержки. Разработана конструкция двух-, трех- и чотырехцилиндрических двигателей. Их можно использовать для производства машин нового поколения для агропромышленной техники, энергетической, транспортной отраслей и жилищно-коммунального хозяйства. Однако для начала серийного производства государству надлежит профинансировать техническое перевооружение предприятия оборонного назначения, создание производственных мощностей, что и предусмотрено программой. Для этого нужны незначительные бюджетные вливания – на уровне почти 54 млн грн.

    Правда, государственных программ поддержки отечественного машиностроения в агросекторе было уже немало. Только в прошлом году их рассмотрено и принято четыре, но реализация ни одной из них, включавших в себя и разделы по развитию машиностроения, не была начата из-за отсутствия финансирования. К реализации нынешней программы, по словам В. Саченко, подключены основные предприятия сельхозмашиностроения: ХТЗ, ЮТЗ, Завод тракторных самоходных шасси, завод им.Малышева, ХКБД.

    Финансирование будет осуществляться за счет собственных средств предприятий двигателестроения, государственных средств, других источников. Ориентировочный объем - 667,7 млн грн, в том числе 53,935 млн грн за счет государственных инвестиционных ресурсов. Срок окупаемости государственных средств составит 4,4 года с начала серийного производства маражных двигателей. На первом этапе (2006-2008 гг.) предполагается организовать производство маражных дизельных двигателей серии ЗН на основе новейших технологий, на втором (2009-2010 гг.) - создание новых видов контоспособных маражных дизельных двигателей и разработку на их базе силовых и энергетических установок для АПК. В результате на предприятиях будет создана больше двух тысяч рабочих мест.

    В предложенном проекте новой концепции Государственной программы развития отечественного машиностроения для агропромышленного комплекса на период до 2015 г., которую еще надлежит принять Кабмином, справедливо отмечены проблемы и недостатки этой отрасли машиностроения. В частности, речь идет о том, что характерный признаком ее является «предметная специализация производства на жестких технологических линиях, которые не дают возможности быстро и с малыми затратами переходить на серийное изготовление новых прогрессивных моделей сельхозтехники». Говорится также о низком качестве конструкционных материалов, слабой материально-технической базе опытно-конструкторских организаций, отсутствии квалифицированных кадров.

    Фактором, тормозящим развитие отрасли, названо несовершенное нормативно-правовое обеспечение предприятий машиностроения для АПК – именно в части поддержки отечественного производителя, стимулирования инновационного развития, разработки механизмов долгосрочного кредитования, лизинга. Не соответствует условиям контной борьбы за рынок разбросанность финансовых ресурсов предприятий отрасли.

    Примечательный факт: в мире производство и рынок сельхозтехники обслуживает только шесть транснациональных промышленно-финансовых групп с общим объемом продаж более 60 млрд. долл. При этом западноевропейские и американские фирмы весьма активно осваивают украинский рынок, предлагая ему более совершенную, но и более дорогую технику.

    Может ли Украина делать ставку на импортную сельхозтехнику? Однозначно такой подход приведет к потере собственного и научно-технического потенциала, безработице, зависимости от импорта, в конечном итоге существенно ослабит позиции продовольственной безопасности. Поэтому выход один – необходимо делать свои высококачественные трактора и сельхозмашины.

    Тарас Колиснык, UGMK

     

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.