Несмотря на то, что в 2005 году российский рынок а не показал хорошего роста, снизив тем самым интерес инвесторов к российскому оварению, потенциал для развития этой отрасли все же существует. Об этом свидетельствуют данные исследования компании Euromonitor International.
По данным исследования, продажам ьного напитка способствовало оживление российской экономики в целом, увеличение объема инвестиций со стороны производителей, а также рост популярности самого напитка среди населения. Кроме того, как показывает исследование, в период с 1999 по 2005 год значительно увеличились расходы самих потребителей на ьные напитки в целом. Следует отметить, что в 2005 году российское правительство изменило статус а, отнеся его к ьным напиткам, а также издало новые законы об акцизных сборах и рекламе этой продукции. В результате чего новые акцизные сборы стали причиной повышения цен и замедления роста продаж в ном секторе. Однако, несмотря на это, значительного сокращения потребления а не наблюдалось.
Как показывает исследование, основной движущей силой роста ного рынка в стоимостном выражении было увеличение потребления отечественного светлого а класса премиум, позиции которого на рынке значительно усилились. К концу 2005 г. доля продаж светлого премиального а составила 25% продаж а в целом.
Рост сегмента светлого а класса премиум обусловлен в равной степени усиленным продвижением данной продукции и увеличением покупательской способности населения. Между тем импортное премиальное светлое о, составляющее 7% продаж в данной ценовой категории, постепенно теряет завоеванные позиции. Рост импорта а идет очень слабыми темпами из-за высоких ввозных пошлин, которые поднимают розничную цену до недоступного для большинства российских потребителей уровня.
Что касается сегмента темного а, то его рост во многом обусловлен присутствием на рынке крупнейших оваренных заводов, а также импортом всемирно известных стаутов, расширение рынка сбыта которого, свидетельствует о росте активности компании на высокодоходном российском рынке а. Это в значительной мере способствует дальнейшему росту сегмента стаутов.
В 2005 г. все ведущие оваренные компании концентрировали усилия на продвижении брендов наиболее низкой ценовой категории с целью привлечения низкодоходных групп потребителей из отдаленных регионов страны.
В свете того, что легкое о уже успело завоевать популярность у российских потребителей, производители стали в большей степени фокусировать свою деятельность на выпуск а с пониженным содержанием я. Это позволило оварам обойти высокие налоги и в то же время выбрать в качестве целевой аудитории потребителей среднего и старшего возраста, предпочитающих светлое о темному. Несколько лет назад в сегменте а с пониженным содержанием я были представлены лишь безьные сорта, и только в 2003 г. на рынок вышло о с содержанием я 0,5%.
К концу 2005 г. наибольшая часть продаж а – 47% – по-прежнему проходила через несетевые продовольственные магазины. Произошел значительный рост продаж через супер- и гипермаркеты- их доля в продажах достигла 12%. Несмотря на появление новых каналов сбыта и рост продаж а через супер-/гипермаркеты и продовольственные магазины, по-прежнему важной остается роль таких каналов торговли, как киоски и палатки на продовольственных рынках. Хотя за исследуемый период доля этих форматов торговли существенно сократилась, на них приходится 39,5% продаж. Доли дискаунтеров и круглосуточных магазинов самообслуживания в продажах а составили соответственно 1 и 0,5%.
По прогнозам специалистов в 2006-2010 гг. ожидается увеличение общих продаж ьных напитков на 34%. Темпы роста в натуральном выражении будут менее интенсивными, но все же достаточно высокими. Планируется, что к 2010 году объемы продаж я достигнут 15,5 млрд л.Из-за насыщения рынка а в ближайшие несколько лет взрывного роста продаж не ожидается. К 2010 г. объем ного рынка увеличится на 18% в натуральном выражении, причем основной рост будет происходить в регионах. Темпы роста в денежном выражении превысят темпы роста в натуральном выражении благодаря усилению позиций а класса премиум и а других высокоценовых категорий. Это обусловлено тем, что поляризация рынка между премиум-брендами и брендами экономичного сегмента идет достаточно высокими темпами.
По материалам drinksindustry и Vodka
Наталья Погосова, корреспондент
ELCOMART News