Пакистану находится под угрозой экологических катастроф, худшая из которых – истощение земли.
Согласно исследованию, суровость и стоимость истощения земли в Южной Азии, куда входит Иран и Афганистан составляет около 2% ВВП и 7% от стоимостного выражения производства сельского хозяйства. Пакистану грозит подобная ситуация.
Кризис убытков, согласно типов истощения земли: водная зия – 5,4 млрд. долл. США, ветровая зия – 1,8 млрд. долл. США, снижение плодородности – 0,6-1,2 млрд. долл. США, заболачивание – 0,5 и минерализация – 1,5 млрд. долл. США.
Исследование выявило, что всего 140 млн. га, что составляет 43% от всей сельскохозяйственных земель в регионе страдает от того ил иного вида истощения. Из них 31 млн. га истощены сильно, а 63 млн. га – средне.
Больше всего страдает Иран, в нем истощены 94% сельскохозяйственных земель, за ним Бангладеш – 75%, Пакистан – 61%, Шри-Ланка – 44%, Афганистан – 33%, Непал – 26%, Индия – 25% и Бутан – 10%.
В Пакистане истощение земли связано в основном с обезлесением и опустыниванием, минерализацией и осоднением, зией почвы, заболачиванием, истощением плодородности почвы и негативными балансами питательных веществ.
Обезлесение и опустынивание: общая площадь лесов в Пакистан составляет около 12 млн. га. Из них всего лесов, кустарников и насаженных деревьев – 4,2 млн. га, природных и измененных хвойных лесов, прибрежных и мангровых – 3,5 млн. га, а лесопосадки – 0,7 га.
Лесная область в Пенджабе составляет менее 3%, тогда как в Синдхе она еще в два раза меньше. Постоянное уничтожение лесов вызывает значительные убытки.
Скорость сокращение лесной биомассы – вторая в мире. Она составляет 4-6% в год. Почти 7000-9000 га лесов исчезает каждый год и эти показатели особенно высоки на севере, где потребление леса на душу населения для растопки в 10 раз больше из-за суровых зим.
Из-за роста численности населения, потребление дров на домашние нужды растет на 3% в год. С такой скоростью лесная биомасса страны может быть полностью потреблена в следующие 10-15 лет.
Обрезывание сучьев с деревьев в коммерческих целях ускорило обезлесивание. Безудержный выпас домашнего скота также является угрозой. Региональные исследования также рисуют мрачную картину.
Исследования в зоне проекта Сиран, Хазара, СЗПП, показывают 52% спад ресурсов с 1967 по 1992 годы. Похожая ситуация и в долинах Кагхан и Иллаи. Исчезла ина мангровых лесов дельты Индуса с 2600 км2 в конце 1970-ых до 1300 в 1990-ых из-за выпасов верблюдов. Почти 50% изначальных площадей прибрежных лесов уничтожены до уровня ниже экономической жизнеспособности.
Более 60% природных областей выпаса в стране имеют производительность менее одной трети их биологического потенциала. Более одной трети сельской местности классифицируется как с риском опустынивания.
зия почвы означает утрата или снятие поверхности материала почвы под воздействием движения воды, ветра или льда. На расширение этой области влияет водяная и ветровая зия.
Около 13,05 млн. га площадей подвержены влиянию водной зии и около 6,17 млн. га – ветровой.
зия почвы происходит с ужасающей скоростью и в основном из-за обезлесивания на севере.
Водная зия распространяется на крутых склонах, таких как трасса Потохар и прилегающие районы, область, которую усиленно используют для пахоты. Наивысший зарегистрированный уровень оценивается в 150-165 тонн/гектар в год. Река Индус – пятый в мире по величине груз осадочных пород (4,49 тонн/час) с 1990 года.
Ветровая зия оказывает меньший вред, чем водная зия. Однако, в сочетании они обе намного более опустошительны. Они сокращают продуктивность земли на 1,5-7,5% в год. Такой эффект наблюдается в одной пятой Пенджаба.
Проблема заболоченных мест может быть не такая серьезная сейчас, как она была в прошлом. Из-за продолжительной засухи и массированной добычи грунтовой воды из-под земли оно снизилось
Плодовитость почвы резко упала. Данные частных и общественных организаций отражают общее согласие о нехватке азота в 100% почв. Такая же ситуация и с содержанием органических веществ, которое составляет в среднем лишь 0,5%.
Что касается фосфора – в более чем 90% почв его не хватает. Недостаток калия в почвах, ранее не считавшийся проблемой плодотворности почвы, резко возрастает из-за использования исключительно азотных и фосфатных удобрений. Различные частные и общественные организации сообщают о нехватке калия в почве в пределах 20-40%. По этой причине для различных культур также ввели добавки минеральных удобрений. Среди микроэлементов ощущается значительная для экономики нехватка цинка, бора и железа.
Во всех провинциях наблюдается негативный баланс азота, хотя в Пенджабе его дефицит снижается. Через 10 лет негативный баланс азота значительно не изменится в Пенджабе, но ухудшится в трех остальных провинциях. В 1985-86годах уровень нехватки в Пенджабе самый высокий. Однако, в 1995-96 годах последствия были похожими. Баланс калия ухудшился в течение десятилетия.
Все упомянутые экологические проблемы создают риск долгосрочного роста сельского хозяйства. Согласно умеренным оценкам, влияние истощения земли и снижение биологического разнообразия отразиться на продуктивности и общественном здоровье, помимо сокращения ВВП на 3% в год. Оно могло быть и больше, если принять внимание утилизацию токсических отходов, опустошение биомассы, рек и прибрежных ресурсов.
Проблеме истощения земли должна иметь наивысший приоритет, ее запустение страна позволить не должна.
Подготовил Антон Юр,
Корреспондент
ELCOMART News
(e-news)