Производители лекарств систематически придумывают болезни, чтобы продать больше своей продукции, превращая здоровых людей в пациентов и создавая риск для многих из них, говорится сегодня в тематическом номере одного из ведущих медицинских журналов.
Практика "торговли болезнями", принятая фармацевтической отраслью, пропагандирует несуществующие болезни или преувеличивает серьезность мелких недомоганий ради прибыли, пишут авторы статей в журнале Public Library of Science Medicine.
В номере, вышедшем под редакцией Дэвида Генри из Университета Ньюкасла в Австралии и австралийского журналиста Рэя Мойнихэна, говорится, что такие состояния, как женская уальная дисфункция, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), синдром "беспокойных ног" пропагандируют компании, стремящиеся продать больше лекарств.
Другие мелкие проблемы, являющиеся элементом нормальной жизни, такие как симптомы менопаузы, тоже подвергаются все большей "медикаментизации", а такие факторы риска, как высокий уровень холестерина и остеопороз, представляют как заболевания.
"Торговля болезнями превращает здоровых людей в пациентов, тратит впустую ценные ресурсы и является причиной ятрогенных (поденных лечением) расстройств, – утверждают авторы. – Как и маркетинговые стратегии, стоящие за ней, торговля болезнями представляет глобальную проблему для тех, кого интересует общественное здоровье, и требует глобального ответа".
Врачи, пациенты и группы поддержки должны осознать тактику, принятую фармацевтическими компаниями; необходимы дальнейшие исследования того, как проявляются эти состояния, продолжают они.
Акции, просвещающие по поводу заболеваний, нередко финансируются фармацевтическими компаниями и "чаще направлены на продажу препаратов, а не на просвещение по поводу профилактики заболеваний или сохранения здоровья", утверждают они.
Среди недомоганий, о которых говорится в журнале, – расстройства уальной функции у мужчин и женщин. Распространенность женской уальной дисфункции, говорится в одной из статей, сильно преувеличена ради создания нового рынка лекарств, тогда как производители таких препаратов от импотенции, как а и циалис, представляют их как препараты образа жизни, усиливающие уальную мощь здоровых мужчин.
Обычную застенчивость называют расстройством социальной тревожности и лечат антидепрессантами, а недавно определенные расстройства вроде "синдрома беспокойных ног" – постоянной потребности двигать ногой – представляют гораздо более распространенными, чем они есть.
Ричард Лей из Ассоциации британской фармацевтической промышленности отверг эти обвинения, отметив, что в Британии существуют механизмы защиты от торговли болезнями. Критика, заявил он, направлена против таких стран, как США, где фармацевтические компании могут обращать свою рекламу непосредственно в адрес пациентов.
"Фармацевтическим компаниям запрещено обращаться к пациентам напрямую, и мы не выдумываем болезни", – сказал он.
"Мы предоставляем информацию о том, что существуют препараты, помогающие при определенных состояниях, но решение о том, годятся ли они в конкретных случаях, остается за медиками".
"Лучшей защитой является то, что решение принимает врач, знающий продукт и особенности пациента".
Обман или лечение?
Менопауза
Симптомы: приливы жара, потливость по ночам и потеря о.
Критика: медикаментозное лечение как недуга того, что является нормальным этапом жизни.
Синдром раздраженного кишечника
Симптомы: запор, спазмы и понос.
Критика: фармацевтические компании представляют синдром как серьезное заболевание, требующее лечения, тогда как обычно это мелкая проблема.
уальная дисфункция
Симптомы: импотенция у мужчин, потеря о или слабая димость у женщин.
Критика: такие препараты, как а, представляют не только как средства лечения реальных проблем с цией, но и как препараты, улучшающие качество жизни.
Остеопороз
Симптомы: истончение костей, особенно у женщин в период менопаузы.
Критика: изображается как болезнь, хотя на самом деле является фактором, увеличивающим риск переломов.
Беспокойные ноги
Симптомы: желание двигать ногами из-за неприятных ощущений, часто по ночам.
Критика: сравнительно редкий недуг представляется в СМИ как распространенный и требующий лечения.
Марк Хендерсон
Инф. Inopressa