Наступление весеннего церковного поста стало причиной увеличения розничных продаж продуктов из сои. Свою лепту внесло и расширение их использования в мясомолочной и перерабатывающей отрасли. Производители отмечают возникновение перманентного дефицита на свою продукцию и прогнозируют расширение мощностей. Помешать этому может лишь вступление в силу Закона «О мясе и мясопродуктах», предполагающего существенные ограничения, а в ряде случаев — и полный запрет на использование соевых добавок.
По оценкам экспертов, в прошлом году объем столичного рынка продуктов соевой переработки (белок, мука, корма, соевое мясо) вырос по сравнению с 2004 г. на 15%, достигнув в денежном выражении порядка $30 млн. Президент украинской ассоциации производителей и переработчиков сои «Укрсоя» Виктор Тимченко говорит, что около 95% продаж приходится на сельскохозяйственные и перерабатывающие пищевые предприятия. И лишь оставшаяся часть после дальнейшей переработки поступает в магазины в виде так называемого соевого мяса (отбивные, бефстроганов и т. п.). Впрочем, нынешней весной участники рынка отмечают всплеск розничных продаж второй группы. По словам генерального директора компании «Агропрод» (пгт Чабаны Киевской обл.) Валерия Лазаря, спрос на «мясо» за последние несколько недель вырос в три раза, а его доля в общем объеме продаж предприятия увеличилась с 5 до 12–13%. Подтверждает это и бывший генеральный директор компании «Юна» Александр Рупчев, объяснивший, что всплеск продаж соевого мяса традиционно наблюдается в период весеннего церковного поста. «Хотя мы ожидали этого и заблаговременно заполнили свои склады, но все равно не смогли справиться с возникшим дефицитом и были вынуждены ввести на предприятии третью смену», — констатирует г-н Лазарь.
Активизация розничных покупателей совпала и с ростом спроса на продукты соевой переработки со стороны промышленности, который, по оценке директора компании «ЕСО» Олега Цыбулева, увеличился в этом году на 18%. «За счет установки дополнительной линии по переработке соевых и масленичных культур мы нарастили свои производственные мощности на 30%. Но они все равно перегружены», — говорит он. Ситуацией уже воспользовались оптовики, поднявшие цены на 20%. Эксперты объясняют сложившуюся тенденцию расширением сферы применения этих продуктов. К примеру, приготовление сгущенного молока с применением сои снижает его себестоимость на 35–40%, добавка сои в молоко, используемое при выращивании молодняка, позволяет экономить 0,4–0,6 грн. на литре и получать дополнительный прирост товарного мяса до 10–12 т на тысячу голов в месяц. Кроме того, добавки сои в рацион молочного стада увеличивают надои на 12–15%. Притчей во языцех стало и использование соевых продуктов мясокомбинатами.
Именно поэтому эксперты прогнозируют и рост мощностей по переработке сои в Украине. Директор компании «ПроАгро», занимающейся исследованиями продовольственных рынков, Николай Верницкий отмечает, что, несмотря на перспективность, до сих пор 95% продукции соевой переработки (в основном белка) завозится на столичный рынок из-за границы такими компаниями, как американские Cargill, Bunge, Archer Danials Midland, General Soya, голландская DeGussa texturant systems Benelux B.V и российские «Петросоя», «Техномол» и «Союшка». О желании стать местным производителем уже объявила Cargill. Наверняка иностранцев привлекает и большое количество сырья: по оценкам «Укрсои», если в 2005 г. в Украине вырастили 611 тыс. т этой культуры, то в нынешнем году запланировано порядка 700–750 тыс. т.
Преградой для развития рынка могут стать депутаты ВР. Еще в середине марта народные избранники одобрили в первом чтении проект закона «О мясе и мясопродуктах», предполагающий существенные ограничения или полное отсутствие подобных добавок в мясных изделиях, диетическом питании и детских продуктах. «Если этот закон вступит в силу, то некоторым компаниям придется уйти, поскольку они потеряют значительную часть нынешнего рынка сбыта. Оставшиеся будут вынуждены потуже затягивать пояса», — прокомментировал ситуацию г-н Верницкий. Сами мясопереработчики настроены более оптимистично. «Не секрет, что за «колбасниками» стоят большие капиталы, поэтому они могут влиять на законодательный процесс. Если новый закон будет им невыгоден, то, скорее всего, его не примут. Но если новые правила все же вступят в силу, то с проверяющими органами всегда можно договориться», — отметил руководитель одного из предприятий, пожелавший остаться неназванным.
Инф. Деловая столица