Аналитики агрорынка в числе истинных причин закрытия Россией границы перед украинской мясо-молочной продукцией называют желание соседей скупить по дешевке активы отечественной сыродельной отрасли. Председатель совета директоров Союза молочников Украины, советник вице-премьер-министра по вопросам агропромышленного комплекса Вадим Чагаровский подтверждает это предположение и приводит конкретные факты переговоров.
– Как долго будет закрыта граница для украинской молочной и мясной продукции?
– Мои прогнозы - до встречи президентов Владимира Путина и Виктора Ющенко. Она должна состояться 21 февраля. Граница будет открыта для молочной отрасли если не полностью, то частично - под определенные условия. Украине нужно эти условия внимательно изучить и выполнить.
Кроме того, я считаю, что мы должны быть благодарны России за то, что она не начала против Украины антидемпинговые расследования. Потому что темпы роста экспорта наших сыров в Россию за пять лет увеличились в десять раз.
– Какие, вы полагаете, причины спровоцировали решение запретить поставки?
– Во-первых, это защита внутреннего (российского) производителя от украинского сыра, поскольку сыр нашего производства достаточно успешно конкурировал на российском рынке. Во-вторых, российские бизнес-структуры лоббировали введение такого запрета с тем, чтобы спровоцировать в Украине молочный кризис. В результате стоимость отдельных успешно работающих сыродельных предприятий будет снижена. Российские компании могут дешевле приобрести украинские заводы. В прошлом году собственники российских молочных предприятий очень внимательно мониторили наш рынок, проводили переговоры.
– Какие это были компании?
– Мне известно, что представители «Вимм-Билль-Дана» встречались с представителями практически всех крупных сырзаводов – «Клуб Сыра», «Гадячсыр», «Ковельмолоко», «Шосткинский сыркомбинат» и другими. Кроме того, российские структуры, являющиеся непрофильными и не работающими на молочном рынке, тоже присматривались к нашим сыродельным предприятиям.
– Александр Баранивский, глава Минагропрома, заявлял, что если конфликт не будет улажен, то Украина применит аналогичные меры. Почему же до сих пор ничего не предпринято?
– Это как раз то, чего нельзя делать. Правительству не следует делать такие резкие заявления, переводить сложившуюся ситуацию в политическую плоскость. Сначала необходимо разобраться, почему это произошло. Одна из причин - это неадекватное отношение государственных чиновников к своим обязанностям и к замечаниям российской стороны. К примеру, в Министерстве аграрной политики Украины есть зарегистрированное письмо от 10 января, где Алексей Гордеев (аграрный министр России) предлагает Баранивскому встретиться на «Зеленой неделе» в Берлине. Встреча была назначена для обсуждения проблем в аграрном комплексе, но не состоялась. И вполне естественно, что 18 января Россия заявила о введении временного запрета на ввоз украинских товаров животноводства.
– Почему продукция, перед которой закрылся российский рынок, не подешевела до сих пор в Украине?
– Какой-то период времени она будет продаваться по той стоимости, которая сформировалась ранее. Однако если запрет будет действовать довольно долго – два-три месяца, то производители цельномолочной продукции тоже будут вынуждены снизить цену на исходный продукт.
– Россия поставила заслон и для продукции животноводства, которая идет через Украину транзитом. Не наводнит ли она наш рынок, и как это отразится на ценах?
– На мой взгляд, чтобы Россия не оперировала запретом на транзит мяса, нужно ввести залоговые обязательства. В прошлом году через территорию Украины официально поступило в Россию 238 тыс. тонн транзитного мяса. Но наводнить нашу страну они не должны, по крайней мере, птица и свинина. С говядиной – сложный вопрос, поскольку в Украине происходит стремительное сокращение поголовья крупного рогатого скота. Необходимое количество говядины импортируется. Я бы ввел квотирование на ввоз мяса.
Леся Цыбко, газета "ДЕЛО"