Год назад стоимость домашних кинотеатров была достаточно высока, и приобрести такую технику могли себе позволить лишь состоятельные покупатели. Сейчас ситуация изменилась — в ассортименте специализированных салонов появились домашние кинотеатры (акустические системы) по цене от $170–200, а довольно приличные модели можно купить за $500–600. По прогнозам специалистов, в 2006 г. цена ДК будет продолжать падать.
«Спрос на домашние кинотеатры динамично растет. Они стали удачной альтернативой музыкальным центрам и DVD- плеерам. По сравнению с прошлым годом продажи кинотеатров LG выросли в два раза. Наиболее популярными сейчас являются ДК торговых марок LG и Samsung (речь идет о так называемых моделях «в одной коробке»), а на третье место вышла техника от BBK, потеснив при этом Panasonic», — рассказывает маркетинг-менеджер компании LG Татьяна Абросимова. То, что сегодня начинается передел рынка между основными брэндами ДК, подтверждают и другие его участники. Менеджер по аудио- и видеопродуктам компании Samsung Тарас Павлив отмечает, что, хотя пятерка лидеров остается неизменной, спрос на технику определенных брэндов колеблется.
«Спрос на домашние кинотеатры динамично растет. Они стали удачной альтернативой музыкальным центрам и DVD- плеерам. По сравнению с прошлым годом продажи кинотеатров LG выросли в два раза. Наиболее популярными сейчас являются ДК торговых марок LG и Samsung (речь идет о так называемых моделях «в одной коробке»), а на третье место вышла техника от BBK, потеснив при этом Panasonic», — рассказывает маркетинг-менеджер компании LG Татьяна Абросимова. То, что сегодня начинается передел рынка между основными брэндами ДК, подтверждают и другие его участники. Менеджер по аудио- и видеопродуктам компании Samsung Тарас Павлив отмечает, что, хотя пятерка лидеров остается неизменной, спрос на технику определенных брэндов колеблется.
По мнению г-на Павлива, «в этом году значительно упрочили свои позиции ТМ Daewoo и Thompson, выросла популярность также ДК от Sony и Pioneer, тогда как объемы продаж Philips заметно снизились. На данный момент лидирует компания LG, однако мы ожидаем, что уже в следующем году ее доля уменьшится как за счет появления новых торговых марок, так и более активной стратегии уже существующих брэндов — Samsung, Panasonic и BBK. Именно между этими компаниями ведется основная борьба за покупателя».
Продавцы hi-fi техники убеждены, что существенную концию уже раскрученным маркам могут составить китайские производители, которые в последнее время развивают на украинском рынке hi-fi оборудования бурную деятельность. «С каждым годом в наших магазинах становится все больше китайской техники. Причем, помимо продукции под европейскими и японскими брэндами (к примеру, Rotel, Marantz, Cambridge, Wharfedale), появляется и чисто китайское оборудование», — говорит руководитель hi-fi направления сети «МегаМакс» Евгений Тимошенко. При этом представитель «МегаМакса» отмечает, что китайская hi-fi техника не всегда продается в салонах под «родным» именем. «Украинские покупатели привыкли считать китайскую продукцию заведомо низкокачественной, поэтому многие дистрибьюторы предпочитают особо не афишировать происхождение азиатского продукта и переименовывают торговую марку на более благозвучную для нашего потребителя», — рассказывает г-н Тимошенко. Представитель «МегаМакса» сообщает, что доля азиатской hi-fi техники составляет порядка 80–90% из общего ассортимента всей представленной в Украине, в том числе и под европейскими и японскими брэндами.
По словам специалистов, в следующем году конция в сегменте домашних кинотеатров существенно возрастет. Как говорит специалист отдела аудио- и видео-техники компании Panasonic Ирина Мазуренко, в 2005 г. наблюдалось бурное увеличение рынка ДК, поэтому соперничество между производителями было малоощутимым. Однако в ближайшем будущем ситуация изменится. Замедление роста рынка, а также увеличение предложения дешевых китайских товаров вызовут острое соперничество брэндов», — прогнозирует г-жа Мазуренко.
Ужесточение конции неизбежно приведет к ценовому демпингу, и можно ожидать, что стоимость домашних кинотеатров в 2006 г. существенно снизится — по оценке Татьяны Абросимовой, в среднем на 10–15%. Тарас Павлив отмечает, что тенденция к понижению цен на кинотеатры наблюдалась уже в текущем году.
Хорошее дешевым не бывает?
Потребители, которые намереваются приобрести домашний кинотеатр, задаются вопросом, что выбрать — ДК в «одной коробке» (all in box) или же компонентную систему, собранную из составляющих от разных брэндов. По свидетельству продавцов, большей популярностью пользуются все же all in box. «Покупатели предпочитают кинотеатры «в одной коробке» из-за сравнительно невысокой стоимости. В итоге доля их продаж составляет порядка 90%», — рассказывает представитель компании JVC Константин Медведев. Подтверждает его мнение и г-жа Мазуренко. По ее словам, ДК all in box пользуются большим спросом, чем компонентные системы, поскольку не требуют особых знаний и умений при подключении и установке.
Примечательно, что мнения производителей и продавцов относительно оправданности покупки all in box значительно отличаются. К примеру, г-н Медведев считает, что такое оборудование по качеству и мощности звукового воспроизведения однозначно проывает кинотеатрам, укомплектованным хорошим ресивером. Евгений Тимошенко отмечает, что покупка домашнего кинотеатра all in box вполне оправдана, если не предъявляется никаких серьезных требований к качеству звучания. «Качество звука и громкость, воспроизводимые таким набором, вполне приемлемы для помещения до 20 квадратных метров — ведь в основном такой ДК покупается в детскую или как кинотеатр начального уровня», — говорит он. При этом специалист «МегаМакса» полагает, что разница между кинотеатрами «в одной коробке» и компонентными, аналогичными по цене, достаточно существенная. «При средней стоимости «коробочного» кинотеатра $500–800 схожий по цене набор из отдельных компонентов в минимальной комплектации — пять колонок + DVD-проыватель + ресивер — обойдется в ту же сумму, но при этом однозначно проает в дизайне и удобстве управления. Но, с другой стороны, качество его звучания будет выше», — информирует Евгений Тимошенко. «Но стоит заметить, что некоторые производители (Sony, Samsung) в сегменте «коробочных» представляют «топовые» модели ДК с вполне приличным звуком и с внешним видом, но и стоят они не менее $1000–1500», — добавляет он.
Впрочем, относительно качества звучания систем all in box существует и иное, более позитивное мнение. К примеру, Ирина Мазуренко считает, что, выбирая кинотеатр, покупатель думает не о качестве звучания, а, прежде всего, мыслит категориями «стереотипность» и «индивидуальность». «Компонентные домашние кинотеатры позволяют сделать конструкцию уникальной, то есть «построить» звук и изображение по своему вкусу, используя иногда составляющие от разных производителей. Такая система обходится потребителю как минимум вдвое дое. «Коробочный» вариант предлагает быстрое и простое решение для домашнего просмотра фильмов и прослушивания музыки. Поэтому более корректно будет говорить не о худшем качестве этих кинотеатров, а о невозможности создать «уникальную» систему», — отмечает г-жа Мазуренко. По мнению Татьяны Абросимовой, стоит говорить не о качестве звучания ДК all in box в целом, а конкретно об оборудовании определенной ценовой категории. «Цены на домашние кинотеатры «в одной коробке» начинаются от $170–200. Такая техника характеризуется невысокой мощностью и рассчитана на покупателя с достатком ниже среднего», — рассказывает Татьяна Абросимова. Средний ценовой сегмент — от $250–400. Именно он лидирует сейчас в объемах продаж: при небольшой стоимости гарантируется достаточно высокое качество звучания. Наиболее дорогая техника, стоимостью $800–1000, отличается прекрасным звуковым воспроизводством. Что же касается компонентных систем, то они, по данным маркетинг-менеджера LG, обойдутся дое. «Ценовой диапазон кинотеатров, собранных из различных компонентов, — от $400–500, но при этом посредственное качество звука. Получается, что покупка такого оборудования себя не оправдает. Средний сегмент начинается от $1500–2000. Это уже кинотеатры hi-fi, которые обеспечивают весьма приличное звучание и изображение», — говорит г-жа Абросимова.
Гарантия качественного звука
Какой бы ДК вы не выбрали — компонентный или all in box — производители и продавцы советуют обращать повышенное внимание на качество звука. «Оценка качества звукового воспроизведения должна стоять на первом месте при выборе домашнего компьютера», — считает Константин Медведев. Солидарны с ним и специалисты компании Samsung. «Самое главное в домашнем кинотеатре — это его мощность. Качественный, объемный звук, мощность не менее 200 Вт, поддержка всех возможных аудио- и видеоформатов, совместимость с телевизором, а также стильный и эргономичный дизайн — вот формула идеального кинотеатра», — уверен Тарас Павлив. По мнению Татьяны Абросимовой, при выборе ДК, кроме качества звука и изображения, необходимо обращать внимание также на наличие различных вариантов подключения его к телевизору (композит, компонент, SCART, оптика, HDMI).
Между тем Евгений Тимошенко отмечает, что оценить качество звучания в магазине практически невозможно, поскольку технику в идеале нужно тестировать в том помещении, в котором она будет установлена, — параметры комнаты оказывают существенное влияние на качество функционирования оборудования. «То, что будет вполне сносно или даже превосходно звучать в специально подготовленном для этого помещении (так называемых комнатах прослушивания), отнюдь не обязательно также хорошо будет работать в условиях стандартной жилой квартиры. В любом случае, покупая дорогостоящий комплект, необходимо проконсультироваться со специалистом. Грамотный продавец должен выяснить музыкальные и кинопредпочтения покупателя, оценить все параметры помещения, в котором будет размещаться оборудование», — рассказывает Евгений Тимошенко.
Ищите новые фишки
Сегмент домашних кинотеатров динамично развивается, и, соответственно, в новых моделях находят воплощение современные технологические разработки. К примеру, по словам Ирины Мазуренко, компания Panasonic предложила новые технологии, помогающие улучшить качество изображения и звука. «В наших моделях появилась функция 360° Sound (применяется в SC-HT885), благодаря которой фронтальным и тыловым акустическим системам достается более широкий диапазон частот. Это позволяет добиться более естественной передачи движения на звуковой сцене», — сообщила г-жа Мазуренко.
По словам Евгения Тимошенко, в новых моделях увеличено количество каналов воспроизведения (если раньше их было пять, то теперь их число выросло до шести, семи, а порой и девяти). Кроме того, сейчас видеоаппаратура оснащается цифровыми интерфейсами (HDMI, DVI).
Новинки появились и в кинотеатрах от LG. «Оборудование оснащается системой чтения карт памяти и подключения USB устройств. В линейке LG присутствуют домашние кинотеатры, которые, кроме проывания DVD-дисков, позволяют просматривать записи на видеокассетах (комби). В ближайшее время появятся кинотеатры с DVD-рекордером и жестким диском», — информирует Татьяна Абросимова. Новые технологии, а также дизайнерские новинки внедряет и Samsung. Как рассказал «ДС» Тарас Павлив, среди базовых моделей бестселлером является сателлитная система HT-P10R. При невысокой стоимости она имеет хорошие показатели мощности. Кроме того, очень популярны модели HT-TP12R и HT-RP16R/XFO. Первая — ввиду удачного соединения цены и стильного дизайна передних напольных колонок, вторая отличается оптимальным сочетанием технических характеристик и специально разработанного эргономичного дизайна. «Среди моделей линейки Tall Boy трудно выделить лидера — каждая из них нашла своего покупателя. Жемчужина коллекции — модель HT-P1200R/XFO оснащена HDMI-выходом (мощность 800 Вт)», — сообщил г-н Павлив. Новинки от JVC появятся в следующем году. Как рассказал Константин Медведев, новая линейка домашних кинотеатров будет представлена компанией уже в начале января.
Екатерина Венжик
«Деловая столица»