Сегодня рассмотрим одно из наиболее опасных инфекционных заболеваний животных и человека на нашей планете. Сибирская язва в цивилизованных странах встречается редко, но опасность её трудно преувеличить. Носители заболевания неоднократно были использованы в истории человечества как источники массового поражающего действия. В 1972 году страны ООН приняли Конвенцию о прекращении разработки, применения и распространения бактериологического оружия, среди активных действующих компонентов которого были, в том числе, и бактерии сибирской язвы. Информация об источниках заболевания, его клинических проявлениях, особенностях протекания, формах и условиях существования возбудителя будет полезна всем, кто так или иначе связан с животноводством или контактирует с животными.
Людям это заболевание известно с очень давних времён под разными названиями: персидский огонь, священный огонь и другими. После очередной масштабной эпидемии в Западной Сибири болезнь получила определение как «сибирская язва». Впервые назвал её так врач Степан Семёнович Андреевский в своём сочинении-исследовании «О сибирской язве», когда в 1788 году изучал причины эпидемии.
Возбудитель сибирской язвы к тому времени уже был известен, так как этой проблемой ранее уже занимались другие исследователи: Роберт Кох в 1776 году выделил чистую культуру сибироязвенной бактерии, а её клинические признаки были описаны ещё в 1766 году французским врачом Мораном. Позже, в 1849 – 1850 годах, ученые К. Давен, Ф. Брауэль, А. Поллднер дали ещё более подробное описание возбудителя.
Возбудителем сибирской язвы является неподвижная, сравнительно крупная (по меркам микробиологии) палочковидная бактерия – бацилла антрацис (лат. Bacíllus ánthracis). Такое название бактерия получила из-за ярко-чёрного цвета язв на коже больных животных, сравнимых с цветом антрацита, самого чёрного из всех видов угля. Твёрдый чёрный налёт на поверхности язвы контрастировал с ярко-красным цветом воспалённой кожи вокруг него, что напоминало пылающий в ярком огне уголь.
Бацилла сибирской язвы, в зависимости от условий окружающей её среды, может пребывать в одной из трёх разных форм: вегетативной, капсульной или споровой. Вегетативная форма – это нормальное состояние микрооганизма при благоприятных условиях окружающей среды, в которой он питается, делится и выделяет продукты своей жизнедеятельности. В такой форме бациллы сибирской язвы живут в организме зараженного животного или в тканях свежего трупа.
Вегетативная форма уязвима к действию неблагоприятных факторов (при температуре ниже +12°С и выше +42°С деление бацилл прекращается) и недолговечна при изменении состояния среды, в которой они пребывают (например, гибель зараженного животного). После смерти больного организма в его тканях (если труп не вскрывали!) бациллы могут прожить не дольше четырёх суток.
Вегетативная форма гибнет при нагревании:
- до +50°С в течение 1 часа;
- при +60°С через 15 минут;
- при +75°С через 2 – 5 минут;
- при кипячении – мгновенно.
При медленном высушивании происходит проникновение воздуха к бактериям, в результате чего они не погибают, а образуют споры. При –10°С бактерии сохраняются 24 дня, при –25°С – до двух недель. Воздействие прямого солнечного света (ультрафиолетовых лучей) обезвреживает вегетативные формы бактерий сибирской язвы через несколько часов.
Не более пяти минут вегетативные формы могут жить при воздействии на них:
- 70%-ным этиловым спиртом;
- свежеприготовленным 5 %-ным раствором хлорной или негашеной извести;
- 3%-ным раствором пероксида водорода;
- эфиром;
- 2 %-ным формалином;
- 5%-ным фенолом;
- 5-ти, 10-ти %-ным хлорамином;
- едким натром.
Капсула и споровая форма – это приспособление микроорганизма к создавшимся губительным условиям внешней среды: неблагоприятная температура, наличие свободного кислорода (в тканях тела кислород тоже почти всегда присутствует, но в связанном виде), солнечный свет, высушивание, действие дезинфектантов и подобные факторы.
Капсулы – это что-то вроде усиленной внешней защитной оболочки микроорганизма. Они повторяют форму бактериальной клетки, защищают её от повреждений, имеют частичную проницаемость: сквозь неё в клетку могут проникать питательные вещества и осуществляется газообмен. На поверхности капсулы есть рецепторы для распознавания химических веществ и параметров состояния внешней среды. В случае прекращения неблагоприятного воздействия среды бациллы возобновляют нормальную жизнедеятельность в своей предыдущей вегетативной форме.
Споры – это принципиально другой тип защиты. Он более надёжный, но бактерия в этом случае временно прекращает свою жизнедеятельность. Образуются споры внутри клетки бациллы чаще всего при попадании её во внешнюю среду, при вскрытии трупа и подобных ситуациях, когда происходит контакт воздуха с микробной клеткой. Образование спор происходит только под влиянием свободного кислорода, входящего в состав атмосферного воздуха. При этом сама бацилла погибает, а спора по своей сути является прочной упаковкой с набором генетической информации, из которой, при возникновении подходящих условий (внутренняя среда живого организма или искусственная питательная среда), восстановится полноценный микроорганизм.
Споры обычно имеют шарообразную или овальную форму, они намного меньше бактериальных клеток и содержат очень мало влаги. Их оболочка непроницаема и надёжно защищает содержимое от создавшихся (почти любых) неблагоприятных влияний окружающей среды. В неповреждённых тканях тела животного (без доступа свободного кислорода) споры не образуются.
Споровая форма очень устойчива к действию различных физических и химических факторов. Так, например, автоклавирование при температуре +110°С споры способны выдерживать более сорока минут; обычное кипячение их убивает не раньше чем за час; сухой жар при температуре +140°С споры выдерживают до трёх часов, а прямые солнечные лучи (воздействие ультрафиолета) их убивают только через две недели воздействия!
Замораживание не обезвреживает споры, наоборот – консервирует их, помогая сохранять жизнеспособность на протяжении очень продолжительного времени.
Различные дезинфицирующие вещества имеют разное воздействие на споры сибирской язвы. Наиболее быстро разрушает споровые формы 4%-ный раствор калия перманганата – через 15 минут, 2%-ный раствор формалина – через 10 – 15 минут, 3%-ный раствор пероксида водорода – через 1 час, 10%-ный раствор гидроксида натрия(едкий натр) – через 2 часа.
Дольше споры могут выдерживать воздействие таких обезвреживающих реактивов как 5%-ный раствор фенола и 5 – 10%-ный раствор хлорамина – от трёх часов до нескольких суток. Ещё дольше споры могут оставаться живыми при обработке этиловым спиртом в концентрации от 25% до 97%, – он убивает споры не ранее, чем через 50 дней.
В почве споры сибирской язвы могут сохранять свою жизнеспособность более 70 лет! Из-за этого при выпасании на зараженных пастбищах непривитого поголовья постоянно возникают вспышки сибирской язвы даже спустя несколько десятилетий. В старину, не понимая причины регулярно возникающего заболевания, такие луга называли проклятыми.
К сибирской язве восприимчивы все теплокровные животные, птицы и человек. Но наиболее часто заболевают травоядные. Связанно это, скорее всего, с длительным периодом сохранения спор в почве. Время от времени они попадают на траву, которая служит растительной пищей для многих видов животных.
Среди сельскохозяйственных и домашних животных нашей климатической зоны чаще болеет крупный рогатый скот, овцы, козы, реже – лошади и свиньи. Изредка случаются заболевания сибирской язвой у собак и кошек. Известны даже несколько случаев заражения сибирской язвой домашних уток.
agrinews.com.ua