Теплое время года – наиболее благоприятный период для перевозки животных. Это объясняется лучшими условиями для погрузочно-разгрузочных работ, большей комфортностью для самих животных, которые гораздо легче переносят транспортировку в теплое время, чем зимой, к тому же упрощается задача кормления и поения в пути, в случае необходимости. Исключением являются лишь слишком жаркие климатические условия: в сильный зной транспортировать поголовье еще сложнее, чем в морозную погоду. Но, независимо от температурного режима, при длительных перевозках возникает очень высокая вероятность появления у животных транспортной болезни. Причем, в теплое время года эта проблема проявляется еще острее, чем в холодное. Наиболее чувствительны к транспортной болезни коровы, но, как правило, подвержены ей все виды животных.
Для тех, кто не знает, что это такое, сразу объясню: транспортная болезнь представляет собой одну из разновидностей стресса, возникающего вследствие воздействия на животное непривычных условий дорожного содержания (скученность, тряска, шум, новые запахи и другие раздражители, которые перегружают нервную систему), резкого изменения в режиме кормления и качественном составе корма, но, главное, от влияния ускорений-торможений, вибрации и центробежной силы на вестибулярный аппарат животного.
При транспортировании на большие расстояния у животных, подвергающихся такому стрессу длительное время, возникают расстройства в клеточном обмене веществ, а также в нейрогуморальной регуляции организма, последствием которых становятся нарушения процессов общего обмена веществ и терморегуляции, появляется дыхательная недостаточность, функциональные сбои в деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем. Вследствие подобных изменений животные временно теряют продуктивность, а в тяжелых случаях могут даже погибнуть.
При длительных поездках у животных наблюдается также значительная потеря в весе за счет обезвоживания (даже при достаточном поении) и расщепления подкожного и внутреннего жира.
Внешне нарушения, связанные с транспортной болезнью, могут проявиться как во время поездки, так и в течение нескольких суток после неё. Первые признаки выглядят так: сначала у животных наступает сильное возбуждение, некоторые из них при отсутствии надежной фиксации пытаются выпрыгнуть или двигаться по кузову грузовика. Крупный рогатый скот сильно мычит, лошади бьют копытами о пол, свиньи пытаются рыть подстилку, овцы заскакивают друг на друга и т. п. Затем такое состояние сменяется угнетением: животные опускают головы и чуть прикрывают глаза. Происходит потеря аппетита, иногда рвота (за исключением лошадей), нарушение координации движения (походка становится качающейся). При наличии всех вышеперечисленных симптомов и отсутствии каких-либо иных, никакого лечения, кроме нормализации условий содержания и кормления, обычно не требуется. Спустя двое – трое суток после поездки эти нарушения, постепенно ослабевая, проходят сами собой.
Если же вы заметили, что кроме перечисленных расстройств у транспортируемых животных повысилась температура тела (незначительно), заметно расширены зрачки, и появились частые неконтролируемые мочеиспускание и дефекация, то состоянием их пренебрегать нельзя. Подобные симптомы вызывают опасение и требуют обязательной ветеринарной помощи, так как в тяжелых случаях может возникнуть кома, что ведет к гибели животного.
Наиболее подвержены возникновению транспортной болезни животные, которые были ослаблены неполноценным кормлением, беременные самки (их транспортировать на большие расстояния вообще нежелательно), истощенные работой лошади и животные, которые длительное время перед перевозкой содержались на пастбище.
Какие же меры следует предпринимать в подобных случаях, чтобы преодолеть ситуацию и помочь животному справиться с возникшими тревожными симптомами? Прежде всего, если транспортировка осуществляется не с помощью корабля или самолета, необходимо прекратить движение, остановиться где-то в тихом, затенённом месте и предоставить животным возможность отдохнуть. Во время остановки следует покормить их и напоить прохладной чистой водой.
Если численность транспортируемых животных невелика и технически это возможно, то хорошо бы вывести их из транспорта на свежий воздух, дать возможность пройтись или просто постоять на земле. Кроме этого, рекомендуется ввести внутривенно 25%-ный раствор сульфата магния. Для лошади или коровы доза препарата составляет 100 мл. Также внутримышечно вводим 6 мл 1%-ного раствора димедрола. Свиньям сульфат магния можно дать с кормом, в дозе 20 – 30 г/сутки. Доза димедрола для свиней: по 0,3 г дважды в день. После ослабевания или прекращения симптомов транспортной болезни движение можно продолжать, постоянно и внимательно наблюдая при этом за состоянием здоровья животных. В случае необходимости остановку нужно повторить.
Как видим, к транспортной болезни нельзя относиться несерьёзно. А еще лучше – заранее предпринять необходимые профилактические меры. В этом случае, даже если не удастся полностью защитить животное от воздействия длительного транспортирования, то существенно облегчить проявление симптомов вполне возможно.
Итак, остановимся на простых и доступных методах профилактики. Во-первых, для транспортировки отбираем только здоровых и упитанных животных. Тяжело работавшим рабочим животным даем несколько дней отдыха перед поездкой и хорошо кормим. Во-вторых, если они содержатся на пастбище, то за четыре-пять дней переводим их на стойловое содержание. В-третьих, переводим животных на тот корм, которым будем кормить их в пути. Даём его приблизительно в то же время суток, в которое планируем кормить животных во время перевозки. В-четвёртых, за сутки до начала перевозки и все дни во время неё включаем в рацион животных сульфат магния, который даем вместе с кормом в дозе по 40 г на каждую корову или лошадь и по 20 г на каждую взрослую овцу или свинью. Так же, вместе с кормом, даём мел в дозе по 50 г на крупное животное и по 20 – 25 г на взрослую свинью или овцу.
agrostory.com
agrinews.com.ua