Виталий Брык, директор стратегического развития компании Nielsen в Украине и Беларуси, анализирует изменение за год структуры расходов украинцев на продукты питания и товары первой необходимости.
По результатам ежегодного глобального исследования Shopper Trends, которое компания Nielsen проводит в 56 странах мира, средние ежемесячные затраты в Киеве на продукты питания и товары повседневного спроса семьи составили 3140 грн (порядка 108 евро). Мы тратим меньше всех в Европе — так, в том же Минске это 192 евро, в Варшаве — 178 евро, в Вильнюсе — 231 евро, а в Москве — 269 евро. Это было бы великолепным фактом, если бы с уровнем дохода, средней, да и с минимальной зарплатой у нас было бы все прекрасно. К сожалению, тут у нас пока серьезные проблемы, которые обязательно необходимо эффективно решать.
Девальвация национальной валюты и инфляция 2015 года в 43,3%, конечно, повлияли на рост цен, однако заявленные ежемесячные затраты потребителей выросли на 22%.
Что же именно изменилось в структуре затрат украинцев на продукты питания и товары первой необходимости?
Ограниченный бюджет заставил нас более трепетно относиться к расходам, отказываясь от лишних затрат, в частности от развлечений вне дома (48% респондентов исследования CCI Q2"2016).
Судя по данным Shopper Trends, украинцы предпочитают домашнюю еду: доля в затратах на свежие продукты (мясо, рыба, фрукты, овощи и др.) в Украине на уровне со странами Балтии и выше, чем у наших ближайших соседей.
После падения затрат на "фреш" в 2015 году на 26%, в 2016 году украинцы стали возвращаться именно к категориям свежих продуктов, доля в общих ежемесячных затратах составила целых 51%, в то время как в Беларуси, например 48%, а в России всего 46%.
Рост цен также рационализировал поведение покупателей, так 40% приобретают только самое необходимое, снижая расходы на дорогие товары, а 37% опрошенных активно ищут и покупают товары по сниженным или специальным ценам.
Но поведение в разрезе отдельных групп категорий отличается. Так, рыбу и морепродукты покупают меньше (28%) или покупают в магазинах с низкими ценами (21%). Порядка 17% потребителей ищут скидки, а 15% приобретают меньше импортной продукции.
Покупатели свежего мяса/птицы и овощей/фруктов больше предпочитают магазины с низкими ценами (30% и 29% соответственно) и активнее ищут скидки (23% и 30% соответственно).
Украинцы все больше посещают супермаркеты, которые обеспечивают выбор, комфорт и сервис покупателю.
В структуре продаж современной торговли (гипер-, супер-, минимаркетов) важнейшей группой также являются свежие (фреш) категории — 39%.
Это действительно отличает нас от европейцев, которые чаще предпочитают фаст фуд или готовые полуфабрикаты.
Таким образом, хорошее качество, выбор и выгодное предложение именно фреш категорий — то, что сегодня хочет видеть покупатель в современном украинском магазине. Для бизнеса в свою очередь развитие фреш категорий не только лояльность покупателей, но и прекрасное конкурентное преимущество, трафик и оборот.
Виталий Брык
директор стратегического развития компании Nielsen в Украине и Беларуси
Инф. delo.ua
agrinews.com.ua