Антитурецкие санкции, введенные Россией, привели к падению импорта огурцов, помидоров, мандаринов, апельсинов и еще 13 продуктов в целом почти на 20%. А вот скачка цен не произошло — похоже, потребление тоже снизилось. Об этом пишет РБК.
C 1 января под запрет для ввоза в Россию попали 17 категорий турецких продуктов. В шести из них Турция была крупнейшим импортером для России: помидоры, мандарины, виноград, абрикосы, земляника, персики и нектарины. По поставкам огурцов турки занимали второе место, апельсинов — третье. В целом в этих 17 категориях на Турцию в январе—феврале 2015 года пришлось 26% импорта: $138 млн из $530 млн, следует из расчетов Центра международной торговли Москвы, основанных на данных Федеральной таможенной службы. Со своими 26% Турция занимала первое место. В январе—феврале нынешнего года поставки упали на 19,5%, до $426,5 млн, а доля Турции составила 0%.
В январе—феврале 2016 года в 17 санкционных категориях первое место заняло Марокко (раньше у него было второе): на эту страну пришлось 24% поставок в денежном выражении — $103,7 млн. Второе место у Китая (13,7%), третье — у Пакистана (11,4%).
Самым критичным для России станет отказ от турецких томатов, так как около 70% помидоров на российском рынке импортные, предупреждала в начале года генеральный директор FruitNews Ирина Козий. По помидорам Марокко заняло в январе—феврале первое место. Поставки выросли почти в 2,5 раза, до $51,7 млн (см. рисунок). Это ненамного меньше, чем завезла Турция в январе—феврале 2015-го — $58,2 млн. В относительном выражении сильно нарастили поставки страны СНГ — Азербайджан (рост почти в четыре раза и попадание в топ-3 поставщиков), Армения (рост в 240 раз и пятое место), Узбекистан (рост в 11 раз). Рост импорта из стран СНГ связан с тем, что еще до введения санкций эти страны разработали программы развития производства овощей в открытом и закрытом грунте, которые были ориентированы на Россию, объясняет гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
Марокко же стало лидером по поставкам мандаринов — $51 млн, рост в 1,34 раза. Более чем в три раза выросли поставки из Египта. В относительном выражении больше всего увеличились поставки мандаринов из Грузии (но абсолютные значения скромные — рост был с $81 тыс. до $735 тыс.).
За цифрами статистики стоит расширение сотрудничества с Марокко крупных российских ретейлеров. ГК "Дикси" стала активнее работать с поставщиками из Марокко и с начала года заключила несколько новых контрактов с марокканскими поставщиками, рассказала РБК директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина. В результате в весенние месяцы Марокко обеспечивает около половины необходимого объема помидоров и примерно десятую часть мандаринов. Также "Дикси" расширила сотрудничество с поставщиками из Египта, Израиля, Пакистана, ЮАР и Аргентины. Кроме того, компания ведет переговоры с поставщиками из Ирана — в ближайшее время помимо огурцов и киви на полках "Дикси" появятся иранские помидоры, кабачки, абрикосы, персики, сливы и виноград. В сети "Лента" турецкие апельсины и мандарины заместили поставками из Марокко и Египта, рассказал представитель ретейлера. Сейчас сеть ведет переговоры по "запрещенным категориям" с поставщиками из Израиля, Сербии и стран СНГ, в частности из Узбекистана.
А вот в таких крупных категориях импорта, как апельсины и огурцы, Турцию не заместил никто: импорт просто снизился. В денежном выражении поставки апельсинов сократились более чем на треть, в натуральном — на 12,5%; лидером остался Египет с $46 млн. Поставки огурцов упали на 38,1% в денежном и на 33% в натуральном выражении; лидером по поставкам остался Иран, но на него теперь пришлось три четверти поставок. По винограду, где раньше чуть ли не половина поставок приходилась на Турцию, лидерами стали Перу, ЮАР и Индия.
Интересно, что на ценах все эти перипетии пока сильно не отразились. Например, рост цен на помидоры за год (март 2016-го к марту 2015-го) составил 5,5%, на апельсины — 9,5%, на огурцы цена вообще упала на 3,7% (а про мандарины у Росстата цифр нет). Небольшой рост цен на помидоры и снижение цены на огурцы объясняется тем, что увеличился объем поставок продукции российского производства — из-за активного роста производства овощей в тепличных комплексах, говорит Козий из FruitNews. Кроме того, тут сказывается эффект высокой базы: из-за резкой девальвации рубля заметный рост цен на продукты пришелся на первую половину 2015 года.
ubr.ua
agrinews.com.ua