Сельское хозяйство Украины — уникальная и беспроигрышная площадка для инвестиций, — уверен Владимир Клименко, президент Украинской зерновой ассоциации
— Оцените инвестиционный климат в украинском агросекторе. Если не принимать во внимание военный конфликт на востоке Украины, какие еще факторы сдерживают как внутренних, так и потенциальных внешних инвесторов и какие привлекают?
Согласно данным Минсельхоза США, производство зерна на планете за последние 54 года увеличилось втрое, а уборочные площади почти не изменились. То есть увеличить производство зерна удалось благодаря повышению урожайности.
К 2050 г. население планеты увеличится до 9 млрд человек. Чтобы прокормить себя, человечеству за 36 лет необходимо нарастить производство зерна на 800 млн т — до 3,2 млрд т. И это притом, что свободной земли для выращивания зерновых на планете практически нет, поскольку имеющиеся площади чаще всего непригодны для этих целей.
Именно поэтому Украину с ее почвами можно рассматривать как совершенно уникальное государство с огромным потенциалом. В чем я вижу этот потенциал? Прежде всего — в повышении урожайности. Я уже неоднократно говорил, что урожайность — это интегральный показатель развития государства в целом и его АПК в частности.
Например, если бы сейчас у нас урожайность сои и кукурузы была такая, как в США, а пшеницы и ячменя — такая, как во Франции, мы собирали бы не 60 млн т, а 120 млн т. Конечно, у нас есть негативные факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность украинского агросектора: коррупция, война на востоке страны.
Но перспективы производства и потребность мирового рынка в украинском зерне перевешивают этот негатив. Ведь коррупция и война — явления временные. И я готов утверждать, что сельское хозяйство Украины — уникальная и беспроигрышная площадка для инвестиций.
— Такая ли уж беспроигрышная? Можно ведь вспомнить многие решения украинских властей, не раз приводившие компании к многомиллионным финансовым потерям.
На примере Украинской зерновой ассоциации (далее — УЗА. — Ред.) могу сказать, что ни одна из крупных компаний, состоящих в нашей Ассоциации, не ушла с рынка Украины, несмотря на проблемы, которые им создавали украинские власти.
Можно напомнить ситуацию, когда государство задолжало компании “Каргилл” 1 млрд грн. НДС, и все думали, что она уйдет с рынка. Но не ушла же. Многим крупным компаниям государство не вернуло сотни миллионов до сих пор.
Владимир Клименко
президент Украинской зерновой ассоциации
Чтобы прокормить себя, человечеству за 36 лет необходимо нарастить производство зерна на 800 млн т — до 3,2 млрд т.
Чтобы не отдавать НДС, Государственная налоговая администрация подавала на них в суды. Суды тянулись, налоговая исследовала цепочки. Искала “ямы”, чтобы доказать неправомерность претензий компаний на возмещение НДС. Происходило это потому, что в большинстве своем крупные экспортеры чиновникам взяток не давали. Хотя практика была такова, что НДС экспортерам возвращали с 30-40% “отката”.
В конце концов государство решило не возмещать НДС экспортерам. Видимо, расчет был такой: зачем возмещать им НДС, если мы с этого ничего не имеем? Ранее нас обвиняли в том, что мы наживаемся на возмещении НДС. Теперь этот вопрос отпал.
— Существует ли, по вашему мнению, четкая государственная политика в сфере привлечения инвестиционных ресурсов в этот сектор?
Созданием инвестиционного климата в агросекторе ни одно украинское правительство никогда не занималось. Все достижения в части реализации инвестиционных проектов были достижениями исключительно бизнеса. Если бизнесмен хотел построить перевалку — он ее строил.
Шел в государственные органы и пытался “вырвать” необходимые разрешения на площадку под застройку. Иногда это длилось по два-три года. При этом бизнесмен сплошь и рядом сталкивался с невозможностью решить любой вопрос без взятки. О нынешней ситуации мы не говорим: понять, что происходит пока трудно.
Единственное, что меня радует, — в списках увольняемых сейчас чиновников я нахожу фамилии прожженных коррупционеров, которых давным-давно нужно было посадить.
Сейчас Украина может переваливать через портовые элеваторы около 50 млн т зерна в год. И все эти перевалки построены частным бизнесом, абсолютно все! За 23 года государство не возвело ни одного линейного или портового элеватора. Даже толком не сделало ремонт элеваторов в Николаевском и Одесском портах.
— Тем не менее госоператоры в последние годы были на виду на зерновом рынке, активно экспортировали. Например, Государственная продовольственная зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) под гарантии государства заключила контракт с Китаем…
До ГПЗКУ была ГАК “Хлеб Украины”, у которой было около 40 элеваторов и много долгов. Именно на базе этой компании и была создана ГПЗКУ. Но ничего не было сказано о том, что ГПЗКУ — правопреемник ГАК, не говорилось о том, что у ГАК “Хлеб Украины” были долги, не опубликован перечень этих долгов.
Какое у УЗА и у меня как ее президента отношение к этому вопросу? Мне министр агрополитики Игорь Швайка сказал: “Зачем вы написали письмо Арсению Петровичу (премьер-министру Арсению Яценюку — Ред.) о необходимости проверки всех госпредприятий?”.
Я ответил, что их нужно проверить, как наносящих убытки, чтобы определить, какие структуры следует ликвидировать, а какие — оставить. “Вы же ассоциация экспортеров, зачем вы в государственное управление лезете?” — спросил меня г-н Швайка. “Потому, что ГАК “Хлеб Украины” должна за зерно $50 млн компании“ Топфер”, $6 млн — компании “Суффле” и суммы поменьше еще нескольким компаниям”, — ответил я. У ГПЗКУ есть китайский инвестор, и он вправе знать, что эта корпорация — правопреемник ГАК “Хлеб Украины”, компании с многомиллионными долгами.
Во II квартале 2014 г. ГПЗКУ объявила об убытках в размере 600 млн грн. Как теперь будут развиваться взаимоотношения с инвестором? Не знаю. А ведь в обойме государства есть еще Аграрный фонд, при котором создано ПАО “Аграрный фонд”, Госрезерв, который якобы хранит зерно.
Если проанализировать работу этих организаций, выяснится, что все они приносили убытки государству и за это никто и никогда не нес никакой ответственности. А мы рассуждаем об инвестиционном климате...
— Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы улучшить инвестклимат в агросекторе?
УЗА неоднократно обращалась в Кабинет министров с просьбой опубликовать на сайте Кабмина перечень площадок под застройки во всех портах Украины. Их характеристики: площадь, глубины, наличие причалов и т.д. А затем объявить тендеры, поскольку наши компании хотят строить перевалки.
Но такой информации до сих пор нет! Далее. У нас в целом ряде областей не хватает элеваторных мощностей, отчего ухудшается качество нашего зерна. Что мешает на сайтах облгосадминистраций опубликовать перечни всех площадок, годных под постройку элеваторов? Чтобы инвестор пришел и увидел: площадка под застройку элеватора готова, есть решения городского или поселкового совета.
На практике инвестор три года выбивает площадку, потом за три месяца строит элеватор. И ситуация пока абсолютно не изменилась. Приведу пример: проект компании “НИБУЛОН” по углублению русла Днепра. Суть проблемы в том, что на Днепре есть две точки — перекаты, где нужно убрать скальные породы, чтобы река стала полностью судоходной.
Владимир Клименко
президент Украинской зерновой ассоциации
Мининфраструктуры работает на уничтожение аграрной инфраструктуры. Последний вагон-зерновоз был построен в 1993 г!
Компания “НИБУЛОН” за свои деньги заказала и подготовила проект дноуглубления. Инвестиционная стоимость работ — 20 млн грн. Реализация этого проекта позволила бы ходить по Днепру судам с усадкой до 3,6 м. Это, в свою очередь, дало бы колоссальный толчок развитию инфраструктура по берегам Днепра.
Мы предложили этот проект Министерству инфраструктуры три года назад, обращались к тогдашним Президенту, премьеру. За это время у нас накопились стопки ответов на наше предложение. Все “за”, но никаких реальных действий. Государство не смогло найти 20 млн грн.
После года мытарств Алексей Вадатурский, генеральный директор компании “НИБУЛОН”, заявил, что готов за свой счет выполнить все эти работы под контролем государства за три месяца при условии предоставления гарантии, что оно за три года вернет 20 млн грн. Но ответа на его предложение не последовало.
В первых числах апреля этого года я на совещании в Кабмине предложил премьер-министру Арсению Яценюку создать топ-новость мирового уровня: объявить, что “безработную” реку Днепр мы трудоустраиваем. И попросил его все-таки изыскать на эти цели 20 млн грн. Премьер дал поручение министру инфраструктуры Максиму Бурбаку.
После этого состоялось два совещания, на которых я тоже присутствовал. На последнем из них был первый заместитель министра инфраструктуры Александр Малин. Он сказал, что никаких работ по дноуглублению они в этом году проводить не собираются! Затем стал рассказывать, что министерство запретит возить зерно автомобилями, потому что дороги разрушены.
Я взял слово и напомнил ему, что в апреле Арсений Петрович дал поручение: до 30 июня провести углубление русла Днепра и закончить работы к новому маркетинговому году! Как раз для того, чтобы можно было зерно возить баржами по Днепру. А Мининфраструктуры, не выполнив поручение премьера, запрещает нам возить зерно автомобильным транспортом.
После этого я написал письмо Арсению Яценюку, в котором высказал свое мнение о том, что Мининфраструктуры — абсолютно бесполезный орган, у которого нет плана развития как инфраструктуры Украины в целом, так и зерновой инфраструктуры в частности.
Более того, Мининфраструктуры работает на уничтожение аграрной инфраструктуры. Последний вагон-зерновоз был построен в 1993 г! Вагонов не хватает. Заявки компаний выполняются на 50-60%! Работы по переводу части грузов на Днепр блокируются! На перевозки зерна автотранспортом вводятся ограничения! Что же это за государственная политика?! И на какое государство работают некоторые чиновники?!
— Вы высказали интересную мысль, что возможно люди, принимающие решения, реально работали на соседнее государство. Чего стоит введение ограничений на экспорт зерна при рекордном урожае в 2011/12 маркетинговом году (МГ), когда Украина остановила отгрузку зерна на внешние рынки и наше место тут же заняли трейдеры РФ?
Многие объясняют это глупостью, а я считаю это все, в том числе и введение квот, четко направленной “работой” под диктовку из-за пределов государства.
— Какие убытки тогда понесли инвесторы?
Трейдеры — члены нашей Ассоциации из-за запрета экспорта потеряли около $100 млн. А сельхозпроизводители, оставшиеся с непроданным товаром, понесли убытки примерно на 12 млрд грн.
— Есть ли реальные механизмы защиты инвестиций, кроме судов?
Из-за того, что высшее руководство государства воровало и разрешало воровать приближенным к ним структурам, государство как институт полностью деградировало. Я надеюсь, что в результате люстрации и принятия новых законов хоть какой-то процент мздоимцев и воров, которые “отрезали” себе долю с каждой инвестиции, — уменьшится. А чтобы ситуацию кардинально изменить, нужно, чтобы прошло еще несколько выборов.
— В какие направления агробизнеса готовы инвестировать члены УЗА?
Мы продолжаем строить портовые перевалки. Например, компания “Дрейфус” совместно с компанией “Бруклин Киев” профинансировали и построили новую перевалку в Одесском порту. Компания “Нобл” запустила масложировой комбинат в Мариуполе, и сейчас завод выходит на полную мощность — перерабатывает 1,5 тыс.т семян в сутки. Компания умудрились за это время взять в аренду в Николаевском порту 25-й причал и инвестировать $75 млн в строительство новой перевалки, которая заработает уже в октябре 2015 г.
Кстати, китайская компания COFCO купила агроподразделения компании “Нобл” по всему миру. И теперь “Нобл”, который работает в Украине, принадлежит компании COFCO. Олег Бахматюк планирует строит самый большой перевалочный терминал в Европе, и я верю, что построит.
То есть в зерновой сектор инвестиции идут, существующие элеваторы постоянно модернизируются. В них вкладываются огромные деньги. Насколько мне известно, отечественные производители сушилок для кукурузы выполнили план их производства на год вперед. Мы вплотную подошли к вопросу необходимости строительства своих железнодорожных вагонов.
— В какие еще направления АПК можно и нужно инвестировать и есть ли к этим направлениям интерес инвесторов?
Украине необходимо создать биоэтаноловую и биодизельную промышленность, чтобы обеспечить себя топливом. О необходимости развития такого производства в Украине мы говорим уже лет пять. Интерес инвесторов к этому направлению огромный.
У меня в УЗА уже перебывали китайцы, японцы, южнокорейцы, американцы, европейцы, которые хотят строить биотопливные заводы по самым современным технологиям. Один биоэтаноловый завод 4-го поколения стоит $700-800 млн. Это заводы, которые работают в Бразилии и в США.
Для начала нужно построить шесть таких заводов. Это потребует около $5 млрд инвестиций. Но нужна и инфраструктура к ним: элеваторы, подъездные пути. А это еще $1,0-1,5 млрд. $6-6,5 млрд инвестиций — и колоссальный экономический эффект для государства!
Украина могла бы перерабатывать 10 млн т кукурузы в биоэтанол и 2 млн т сои — в биодизель. Это позволило бы “слезть” с российской топливной “иглы”, отрегулировать внешнюю торговлю и обеспечить стабильность гривни. Мы бы обеспечили топливом наше сельское хозяйство.
При потребности АПК в 600 тыс.т дизтоплива из 2 млн т сои мы могли бы производить 800 тыс.т биодизеля. Организация такого производства могла бы дать толчок инвестициям в автомобильную отрасль, созданию новых предприятий, поскольку потребуется как модернизация старых, так и производство или сборка новых мультисистемных двигателей.
Наконец, нам потребуются предприятия по блендированию, т.е. перемешиванию, производимого топлива и его доставке на бензоколонки. Мне скажут: тут много проблем! Неправда! Повторюсь: в США и Бразилии биотопливная промышленность уже работает! Европа тоже не отстает!
— Что же сдерживает потенциальных инвесторов?
Отсутствие четких сигналов со стороны первых лиц государства. Инвесторы хотят знать, что их в страну приглашают.
— Что конкретно необходимо сделать, чтобы в агросектор страны пошли серьезные инвестиции?
Нужно запустить механизм государственно-частного партнерства. Например: что нужно американским инвесторам, которые уже работают или хотят работать в Украине? Им нужен так называемый “зонтик”. Их инвестиции и их собственность в Украине должны быть надежно защищены!
УЗА обратилась с письмом к Президенту Украины Петру Порошенко и предложила инициировать подготовку и подписание межгосударственного договора в области АПК между Украиной и США на ближайшие 15 лет — до 2030 г.
В договоре должны быть выписаны все условия, которые необходимы американским инвесторам в последующие 15 лет для нормальной работы в Украине, а также все то, что необходимо украинскому бизнесу. Документ должен быть ратифицирован в парламенте, как и положено межгосударственному соглашению. Украине сейчас нужны прежде всего их интеллектуальные продукты.
Например, известно, что в США самая высокая урожайность сои и кукурузы. Нужно в рамках межправительственного договора подключить наших ученых, чтобы они начали работать с мировыми лидерами в области семеноводства — компаниями Pioneer и Monsanto. Кроме того, в США работают наиболее современные программы кредитования и страхования.
Нам необходимо эти программы адаптировать в Украине. Сельхозпроизводителей нужно научить хеджировать риски. Также необходимо обучить их работе на Чикагской бирже. Ведь у нас мало кто из сельхозпроизводителей понимает, как можно с помощью компьютера зайти на сайт Чикагской биржи и посмотреть цены на ближайшие полгода.
Наконец, такое соглашение позволит украинским компаниям активнее пользоваться американскими кредитными ресурсами. Например, Эксимбанк США выдает кредиты, американским экспортерам под 2%. Украинским аграриям нужны трактора, уборочные комбайны, элеваторное оборудование, биоэтаноловые заводы. Все это можно будет купить помощью дешевых кредитов Эксимбанка США.
Мы хотим инвестиций. Мир думает, вкладывать в нас деньги или нет. Когда г-н Порошенко стал Президентом Украины, на Варшавской агробирже цены на акции наших компаний повысились на 10%. И это благодаря только этой одной новости. А если будет подписан договор между США и Украиной — это будет сигнал инвесторам всего мира: в Украину надо идти, Украина надежна, и там нужно работать.
uga-port.org.ua
agrinews.com.ua