Самые большие взятки в нашем государстве даются за землю, так можно ли быстро преодолеть коррупцию в земельной сфере?
Ассоциация «Земельный союз Украины» предложила правительству общенациональную программу «10 шагов для преодоления коррупции в земельных отношениях». Недавно ее презентация прошла на заседании Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам в Киеве. Основное выступление на нем было у разработчика Программы, доктора экономических наук, заведующего кафедрой землеустроительного проектирования Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Андрея МАРТЫНА.
«Статистика правоохранительных органов подтверждает, что наибольшая коррупция в нашем государстве сосредоточена в сфере земельных отношений, — отметил он. — Самые большие взятки даются за землю. К сожалению, несмотря на разительные социально-политические изменения, которые ныне происходят в стране, чиновничий аппарат часто продолжает действовать по-старому. Как это изменить? Общественные организации подготовили собственные предложения по преодолению коррупции в земельной сфере, которые можно реализовать за короткий срок».
Андрей МАРТЫН сжато обосновал все предложения.
Первый шаг
- Украина должна разобраться с безоплатной приватизацией земель.
Мы остаемся одной из немногих стран в мире, где бесплатно раздаются государственные и коммунальные земли. Каждый из нас имеет право на безоплатную приватизацию земельных участков. Но если бы все захотели реализовать такое право, для этого бы не хватило территории Украины. К сожалению, безоплатная приватизация земель в Украине в последние годы превратилась в инструмент теневого перераспределения земельных ресурсов.
В равных ли условиях находятся люди, одни из которых приватизировали 20 соток земли под домом в каком-то обедневшем селе на Черниговщине, а другие неизвестным образом получили 10 соток на Печерских холмах в Киеве. В одном случае земельный участок стоит копейки, в другом — миллионы. Хотя право реализовано одно и то же.
Практически повсюду земли в Украине раздаются непрозрачно. Органы местного самоуправления, государственные органы власти, которые распоряжаются землей, очень часто скрывают, где есть «свободные» земли и кому предоставляют земельный участок. Обычный гражданин преимущественно не может обратиться в органы власти и просто так бесплатно приватизировать землю, не раздавая взяток.
Один из типичных примеров — за Кольцевой дорогой у Киева чиновники бесплатно раздали 370 га земель государственного сельскохозяйственного предприятия стоимостью более 1 млрд. гривен. Настолько ли богато наше государство, чтобы бесплатно раздавать такие активы? Это яркий пример того, что безоплатная приватизация земли уже давно не исполняет функции социальной помощи, а часто содействует разворовыванию ценного государственного имущества в особо крупных масштабах.
Безоплатную приватизацию используют и как вспомогательный инструмент девелопмента. Например, если кто-то хочет построить автозаправочную станцию, он безоплатно приватизирует земельный участок, безоплатно меняет его целевое назначение. Конечно, он платит взятки чиновникам, но общество социальных выгод от этого не имеет.
Мы предлагаем заменить безоплатную приватизацию земли другими формами социальной помощи населению. Если эту «лазейку» закрыть, коррупция в земельных отношениях наполовину уменьшится.
Второй шаг
- Сегодня органы местного самоуправления, которые мы избираем, распоряжаются лишь 12% тех земель, которые еще не переданы в частную собственность. Остальными, а это почти 90%, распоряжаются назначенные из Киева чиновники — председатели местных государственных администраций, руководители территориальных органов Госземагентства и других ведомств.
Мы выступаем за то, чтобы передать практически все функции по распоряжению землями органам местного самоуправления. Когда эти функции будут приближены к людям, уменьшатся возможности для коррупции, меньше будет непоправимых последствий для территориальных общин.
Мы уже подготовили соответствующие законопроекты, которые внесены в Верховную Раду. Если будет политическая воля их принять, будем ждать положительных результатов.
Третий шаг
- В 2013 году вступило в силу новое законодательство о Государственном земельном кадастре, при помощи которого осуществляется учет земель, регистрация земельных участков. Но он пока еще не стал полезным для граждан и бизнеса. Наоборот, есть очень много проблем с земельно-кадастровой деятельностью.
Например, если вы хотите купить или продать земельный участок, то должны обратиться в территориальный орган Госземагентства за выпиской из Государственного земельного кадастра о том, что ваш участок зарегистрирован в нем. Вы должны так действовать, ведь Госземагентство не предоставляет нотариусам-регистраторам право прямого доступа к Государственному земельному кадастру. И люди вынуждены стоять в очередях, платить взятки.
Законом предусмотрено, что информацию о любом земельном участке можно получить у любого кадастрового регистратора по всей территории Украины. То есть, информацию о земельном участке в Мукачево можно иметь и в Киеве. Но фактически кадастр построен так, что любые действия относительно земельного участка можно проводить лишь по месту его расположения. Значит, господствуют «территориальный монополизм» местных чиновников, взятки и коррупция.
Лишены доступа к Государственному земельному кадастру те, кто в нем наиболее нуждается, — землеустроители, геодезисты, оценщики, органы местного самоуправления. В кадастре сегодня отсутствуют данные о границах административно-территориальных единиц, а на этом построена безумная коррупция, ведь когда точно неизвестно, какой общине принадлежит земля, ее начинают «дерибанить» все.
К тому же в кадастре немало ошибок. Закон предусматривает их исправление, но помехой часто становится несовершенное программное обеспечение, которое Госземагентство использует для ведения кадастра. И снова начинаются неофициальные договоренности, чтобы что-то тихонько в кадастре подрихтовать.
Мы предлагаем сделать кадастр открытым, как это практикуется в развитых странах. И чиновники будут меньше паразитировать на монопольном доступе к базам данных.
Необходимо сейчас лишить территориальных кадастровых регистраторов монополизма. Если вы не можете зарегистрировать участок, например, в Киево-Святошинском районе Киевской области из-за каких-то непонятных требований, вам ничто не должно помешать сделать это в отдаленном Яготинском районе — за один день и безо всяких дополнительных поборов.
Надо наладить нормальный информационный обмен между кадастром и Реестром прав на недвижимое имущество. Из-за того, что ведомства у нас не могут договориться между собой, мы имеем много мошенничества на рынке аренды земли.
Например, Госземагентство не хочет отдавать Министерству юстиции информацию о ранее зарегистрированных правах на земельные участки. Что получается? Какой-нибудь собственник земельной доли (пая) уже один раз передал ее в аренду на 10 лет, но кто-то другой предложил больше денег. Он повторно передает ее в аренду, регистрируя право через Государственную регистрационную службу, которая не имеет данных о том, что участок уже используется. Потом прежний арендатор должен в суде обжаловать мошенничество и доказывать свои права лишь потому, что сегодня у нас имеются технические недоразумения между двумя ведомствами.
Чиновники вообще должны связать между собой все государственные базы данных, реестры, кадастры. Когда умирает собственник земельного участка и у него нет наследников, то формально органы местного самоуправления — сельский, поселковый совет, на территории которого проживало умершее лицо, должны забрать имущество в коммунальную собственность. Сегодня руководители органов местного самоуправления в отчаянии: государство почти полностью закрыло им доступ ко всем реестрам — они даже не знают, кто проживает на территории и кто каким имуществом владеет. И имеем из-за этого немало проблем: имущество фактически используется кем угодно, незаконно, а община не может защищать свои права. Например, в Украине уже более 10% всех паев находятся в состоянии выморочного наследства. И часто они неформально используются сельхозпредприятиями, а плата за землю не платится.
Четвертый шаг
- Необходимо стандартизировать требования к землеустроительной документации.
В Украине нет двух одинаковых районов с едиными требованиями о том, как землеустроителям делать землеустроительную документацию. Каждый чиновник на местном уровне придумывает собственные правила. Коррупция процветает. Если бы Госземагентство, Министерство аграрной политики и продовольствия сделали единый шаблон проекта отведения, чиновники моментально потеряли бы огромное поле для злоупотреблений.
Пятый шаг
- Нужно упразднить государственную землеустроительную экспертизу. Когда формируется земельный участок, государство трижды проверяет, как это делается. Первый раз, когда сертифицирует инженеров-землеустроителей. Второй раз — когда территориальные органы Госземагентства проверяют, хорошо ли землеустроители выполнили работу. А третий раз — когда кадастровый регистратор регистрирует земельный участок.
А еще оставили государственную землеустроительную экспертизу. Без «благодарности» эту экспертизу очень трудно пройти успешно.
Характерно, что самые крупные «дерибаны» земли в Украине, когда раздавались леса под Киевом или ценные приморские территории, проводились с положительными выводами государственной землеустроительной экспертизы.
Шестой шаг
- Время навести порядок с государственными предприятиями, паразитирующими на государственных административных услугах.
Государственное агентство земельных ресурсов Украины является специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти, где должны работать хорошо подготовленные специалисты. Но оказывается, что нужно государственное предприятие, которому государство должно выделять сотни миллионов гривен, чтобы оно помогало Госземагентству вести кадастр.
Через такие государственные предприятия чиновники чаще всего стараются создавать различные «узкие места». Скажем, Госземагентство решает внедрить новую систему геодезических координат. Землеустроители готовят землеустроительную документацию, но оказывается, что могут осуществить перерасчеты от старой системы к новой лишь при помощи услуг государственного предприятия. Результат один — удорожание услуг для гражданина, который, в конечном результате, платит за все из собственного кармана.
Жизнедеятельность большинства государственных предприятий искусственно поддерживается за счет бюджетных заказов. Поэтому мы предлагаем постепенно отказываться от «государственного бизнеса». Пусть чиновники без помощи хозяйствующих субъектов исполняют те функции, которые на них возлагает закон.
Седьмой шаг
- Безотлагательно следует разобраться с взиманием платы за землю.
За пользование землей в Украине нужно платить налог. Но есть интересный нюанс. Если вы хотите взять у государства в аренду земельный участок, то в Налоговом кодексе нет четкой цифры, какую сумму вы должны платить. Тут установлена «вилка» — от 3% до 12% нормативной денежной оценки участка. Когда речь идет о земле в городе Киеве, разница в налоговых платежах может составлять десятки миллионов гривен. И это дает чиновнику возможность «договариваться».
Нужно усовершенствовать методики денежной оценки земель. Чиновник, который в Госземагентстве выдает выписки о нормативно-денежной оценке земельного участка, может нехитрыми манипуляциями менять стоимость земельного участка, то есть, базу налогообложения, в пять раз.
Восьмой шаг
- Необходимо отказаться от так называемой «налоговой оценки».
Если сегодня кто-то захочет продать земельный участок, машину, квартиру, то должен обратиться к так называемым налоговым оценщикам. В прошлом году Фонд государственного имущества образовал узкий круг этих лиц, зарегистрировали патенты относительно способа представления информации оценщику. Год назад за оценку имущества платили 250–300 гривен, а сейчас уже 1500–3000 гривен. Разные оценщики могут оценить по-разному в разы.
Ежедневно эта схема приносит около 2 млн. гривен. Но — не обществу, а собственникам «патентов».
Девятый шаг
- Прекратить суживать экономическую конкуренцию среди профессионалов, оказывающих услуги на рынке недвижимости. Это — землеустроители, оценщики, аукционисты. Для того, чтобы оценивать земельные участки, нужно пройти сложные бюрократические процедуры, получить лицензии. Тут тоже может все решаться «неофициально» и по коррупционным схемам.
Существует много абсурдных норм. Сейчас каждый второй телефон имеет GPS-навигатор. Между тем, каждый GPS-навигатор должен быть зарегистрирован в Госземагентстве. Те же геодезисты не имеют права работать, если Госземагентство не засвидетельствует, что знает об их GPS-навигаторе.
Землеустроителям, оценщикам запрещают конкурировать ценой на их услуги. А где существует запрет, всегда будут искать возможности его обойти.
Десятый шаг
- Серьезно позаботиться об обеспечении качества государственного управления в сфере земельных отношений.
Как мы можем бороться с коррупцией, если зарплата у государственного кадастрового регистратора составляет около 1500 гривен? А он регистрирует участки, которые стоят сотни миллионов гривен. Можно ли избежать коррупции в таких условиях? Профессионалы достаточно часто не хотят идти на государственную службу, ведь государство не готово нормально оплачивать их труд.
Мы считаем, что штат Госземагентства можно спокойно сократить в два раза, ограничив его регуляторные функции, а оставшимся людям установить нормальную зарплату. Тогда от профессионалов можно будет требовать качественной работы без коррупции.
Существует еще одна проблема: наше государство до сих пор не дало ответ на вопрос, чего оно вообще хочет достичь в земельных отношениях? Нет ни одной программы, ни одного документа, который бы определял, к чему должны стремиться чиновники, чего должны достигать своими действиями — с конкретными критериями оценки эффективности их работы и пр. Если сделать такой документ, было бы намного легче работать.
— Мы много лет знаем обо всех этих проблемах, — добавил напоследок Андрей Мартын. — Но сейчас видим, что реально появился шанс для серьезных изменений. Если мы реализуем хотя бы половину из наших предложений, коррупция в земельных отношениях отступит.
Нам необходимо воспользоваться этой возможностью. Ведь с получения земельного участка начинается любой инвестиционный проект в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве. Если мы этот барьер уберем, то получим мощный толчок для активизации бизнеса в нашем государстве и рост благосостояния простых людей.
Подготовил Тарас ТЕРНОВСКОЙ,
agrinews.com.ua