Сегодня многие оценили преимущества управления электродвигателями и другими устройствами с помощью подключения питания к ним через частотный преобразователь. Решившись приобрести преобразователь для тех или иных нужд, покупатель оказывается в достаточно непростой ситуации — устройство стоит довольно недёшево, а от правильного выбора зависит и эффективность работы системы, и срок службы ключевых её узлов, и удобство дальнейшей эксплуатации. Поэтому вопрос правильного выбора имеет очень большое значение, а необходимых знаний у покупателя не всегда хватает.
Попробуем рассмотреть основные моменты, на которые следует обращать внимание при подборе необходимой марки и модели преобразователя частоты для некоторых часто встречающихся ситуаций.
На крупных промышленных, транспортных и коммунальных предприятиях почти всегда в штате есть один или несколько специалистов, обладающих необходимым уровнем подготовки, поэтому сосредоточимся в первую очередь на ситуациях, когда частотный преобразователь приобретается для индивидуального пользования — в квартиру, на дачу, в офис или для мастерской.
Чаще всего частотное регулирование используется для управления асинхронными двигателями переменного тока, а питающей сетью служит обычная однофазная линия с номинальным напряжением 220-230 вольт или трёхфазная с напряжением 380 вольт. Именно на соответствие этих параметров нужно обращать внимание в первую очередь.
Следующим определяющим параметром при выборе преобразователя является мощность питаемого двигателя. Практически всегда её можно найти на шильдике или в документации на двигатель. Преобразователь должен быть способен обеспечить требуемую мощность, а практически всегда необходим небольшой запас. При этом специалисты рекомендуют обращать внимание не только на значения номинальных мощностей двигателя и преобразователя, но также и на значение номинальных тока (Ампер) и напряжения (Вольт).
Большое значение имеет также характер нагрузки, которую обслуживает привод. Достаточно стандартной ситуацией является ситуация, когда двигатель приводит в действие насос или вентилятор. В этом случае вращающий момент на валу привода пропорционален квадрату скорости вращения. Среди специалистов такой тип нагрузки принято называть «насосная нагрузка». Для двигателя такая нагрузка самая лёгкая, и к преобразователю частоты в этом случае предъявляется гораздо меньше требований. У многих производителей для обслуживания насосов и вентиляторов разработаны специальные упрощённые модели, которые, конечно, обойдутся покупателю значительно дешевле. С другой стороны, существуют модели, способные обслуживать сразу несколько насосов или им подобных устройств — либо в последовательном режиме (переключая выходное напряжение поочерёдно на различные двигатели), либо в параллельном — когда у преобразователя предусмотрены несколько отдельных выходов для подключения нескольких нагрузок одновременно.
Другим очень существенным требованием при подборе преобразователя является диапазон регулировки скорости вращения вала двигателя. Если предполагается, что скорость во время работы привода будет падать не более двадцати процентов от номинальной, то практически любой преобразователь легко справится со своими задачами. Если же нужно предусмотреть возможность серьёзного замедления вращения вала, преобразователь должен быть способен поддерживать необходимые режимы, о чем обязательно следует проконсультироваться у продавца или убедиться при чтении документации на частотный преобразователь.
Важным фактором, который влияет на сложность, надёжность и цену преобразователя, является его способность справляться с перегрузками. Речь идёт и о механических перегрузках (момент вращения вала привода, гидроудары в трубопроводах и т. д.), и об электрических (короткие замыкания, пусковые скачки тока, выбросы напряжения в питающей сети и т. д.). Обычно перечень различных защит подробно перечислен в документации на преобразователь, но лучше все же дополнительно уточнить сомнительные моменты у дистрибьютора.
Можно упомянуть ещё одно довольно полезное свойство некоторых моделей преобразователей — способность к рекуперации. При торможении двигателя (например, останове конвейерной ленты или массивного вала станка) кинетическую энергию можно преобразовать в электрическую и вернуть в питающую сеть. Тем самым порой удаётся достичь до нескольких десятков процентов снижения энергопотребления системы. Если торможения в системе ожидаются довольно часто, порой выгодно приобрести более дорогой частотный преобразователь, поддерживающий подобную функцию.
Вообще же при выборе такого важного и полезного устройства, как преобразователь частоты, следует учесть очень много факторов. Каждая конкретная система, в которой он будет использоваться, предъявляет к нему свои особые требования. Их выполнение существенно повышает эффективность работы и, как следствие — серьёзно снижает расходы на дальнейшую эксплуатацию и обслуживание.
agrinews.com.ua