• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • В Украине продолжается поиск вариантов создания полноценного рынка земли
    Опубликовано: 2013-03-16 10:00:39

    Уже несколько последних лет в Украине настойчиво ищут варианты создания рыночных земельных отношений. Многие эксперты сходятся на том, что полноценный рынок земли станет значительным стимулом развития отечественного АПК. Особенно благотворно этот шаг повлияет на рост инвестиций в АПК, в том числе зарубежных. Повысится общая емкость сельскохозяйственного рынка, значительная часть которого будет включать в себя стоимость земли.

    Об особенностях становления земельного рынка в Украине и законотворчестве в этой сфере рассказал в интервью «РБК-Украина» гендиректор Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ) Владимир Лапа. Казах-Зерно публикует его с небольшими сокращениями.

    Какие у вас есть предложения к закону «О рынке земли»? Что в нем необходимо изменить? – прозвучал первый вопрос.

    Международные консультанты говорят, что нужно делать большой закон. Нужно делать четкий закон, который будет правильно действовать, - ответил Владимир Лапа. Когда депутаты хвастаются, что они четыре дня сидели и работали над законом, и он вышел на 150 страниц, это означает только одно - в нем будет трудно разобраться и его трудно будет выполнить.

    Сейчас, по-моему, выбран более правильный путь: отдельные положения, которые были заложены в законопроект о рынке земель, вынести на уровень отдельных законопроектов, например, разграничение земель, консолидация земель, а затем принять определенные особенности функционирования рынка земель сельскохозяйственного назначения.

    Основная проблема - определить концептуально, чего мы хотим этим земельным рынком достичь? Инвестиций или зафиксировать людей, которые сейчас работают на земле? Или мы хотим технологического аграрного производства, или структуры аграрного производства по примеру Евросоюза?

    Насколько мы понимаем, земли государственной и коммунальной собственности разграничены по закону. Кабмину даны полномочия направить в уставный капитал Земельного банка земли государственной собственности. Но специфика функционирования Земельного банка такова, что она достаточно четко не прописана.

    Пока что Земельный банк создан, его уставный капитал наполнен, но, исходя из норм действующего законодательства, он может работать как обычное банковское учреждение. Какие-то особенности, связанные с владением, распоряжением, операциями с землями сельскохозяйственного назначения, там пока непредсказуемы. Очевидно, что должен быть специальный закон, возможно, о Государственном земельном банке, который будет определять некоторые особенности работы этого банка.

    Здесь есть определенные вопросы, начиная с Конституции, где написано, что землями государственной и коммунальной собственности от имени государства распоряжаются органы государственной власти и местного самоуправления. Если земли передаются в Земельный банк, то понятно, что этот вопрос не совсем согласуется с Конституцией.

    Второй вопрос: если сделать финансовое учреждение, основной функцией которой является операции с землями сельскохозяйственного назначения, то, наверное, логично было бы называть это не банком, а каким-то другим учреждением, поскольку здесь есть коренные различия с работой банка.

    Еще есть определенные вопросы, связанные с началом работы этого Земельного банка. Например, если земли, которые ранее управлялись райгосадминистрациями, будут переданы в уставный фонд Земельного банка, соответственно, доходы от сдачи в аренду будет получать банк. Это автоматически означает, что уменьшится ресурсная база для наполнения местных бюджетов. И никто не говорит, каким образом она будет компенсироваться.

    В целом идея является положительной, если Земельный банк будет давать дешевые кредиты для сельхозпроизводителей. Другое дело, что сейчас еще четко не донесли до экономистов и аграриев, какие механизмы будут для этого использоваться. Условно говоря, если земли передаются в Земельный банк, под залог этих земель где-то берутся дешевые финансовые ресурсы, то практически это означает: если финансовый ресурс не возвращается, эти земли могут перейти как залоговое имущество к тому, кто дал эти деньги.

    Если финансовые ресурсы Земельным банком будут приниматься не под залог земель, а с помощью других инструментов, то возникает вопрос: для чего передавать земли в уставный капитал? Мне кажется, на уровне идеи все воспринимается, но на уровне пошаговой концепции практического применения - ясности нет.

    Теоретически, здесь есть две составляющие. Первая - это нормативно-правовая: нужно посмотреть, каким образом будет прописана специфика деятельности Земельного банка на уровне законодательства и на уровне подзаконных актов, будут ли для этого определенные предпосылки.

    Второй вопрос, который в нашей стране традиционно возникает, - это культура исполнения законодательства. Мы можем написать идеальный закон и идеальное постановление, но в Украине, к сожалению, не все такие документы работают. Поэтому ответа на этот вопрос нет. Этот ответ может дать время. Потенциально такая угроза, но будет ли она актуальна, это зависит от работы самого Земельного банка.

    Фёдор Сергеев

    Инф. kazakh-zerno

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.