Вегетарианство — это серьезная философская, морально-этическая и медицинская проблема. Не берусь разбираться в философии, а вот на медицинские аспекты вопроса хорошо бы посмотреть внимательно.
Прежде чем решать, что полезно, а что вредно, всегда есть смысл познакомиться с многовековым народным опытом. Человек ведь такой же биологический вид, как и все остальные. Ни одно животное не будет делать того, что ему вредно. Ошибки возможны: овцы могут наесться астрагала и погибнуть, коровы — клевера, собака может съесть отраву. Но все это возможно в тех случаях, когда продукт для данного вида необычен и опыт общения с ним не накоплен. Во всех других случаях поедание
Так что, не будем обращать внимание на европейцев, а посмотрим на пищу этносов, живущих в максимально природных условиях и на пищу ближайших родственников — приматов. Так вот, вы не найдете ни одного этноса, который был бы на 100% вегетарианцем. Даже если данное племя живет чистым собирательством, то в его рационе обязательно окажется животная пища в виде личинок, червяков и прочих жуков. А вот этносы, не знавшие до недавнего времени растительной пищи, известны. Это все обитатели Приполярья и Заполярья. Их природный рацион на 90% состоит из рыбы (Исландия) или мяса (эскимосы, чукчи, ненцы). Справедливости ради скажем, что их обмен веществ отличается от европейского. У них иначе работает эндокринная система, отсутствуют некоторые ферменты и т.д. Это является причиной того, что изм у них может развиться после первого же приема спиртного. Но оставим их в покое.
Анализируя рационы разных народов, можно заметить, что чем севернее место обитания этноса, тем больше животной пищи в рационе. Но есть и исключения. Например, жители пустынь берберы. Из растительной пищи у них только финики, а остальные продукты животного происхождения (в оазисах много не вырастишь). Так что и среди южан есть «животноеды». У них особенности обмена веществ неизвестны. Так что, с уверенностью утверждать, что преобладание в пище животных белков меняет характер обмена веществ, оснований недостаточно.
Сделаем вывод — люди, живущие в экстремальных условиях, не бывают вегетарианцами. В России был проделан опыт вегетарианства в пустыне экспедициями доктора Шаталовой. Так как в стране мяса явно не хватало, то о ней писала вся центральная пресса, а робкие возражения специалистов по питанию слышны почти не были. А потом как отрезало. Официальной информации не было никакой, но в приватной беседе с опытными туристами получил информацию о том, что участников этого похода пришлось спасать в связи с полным истощением.
Среди наших «кузенов» — шимпанзе, орангутанг, горилла — вегетарианцев тоже нет. Закусить банан птенчиком они вполне могут. Очень интересен опыт знаменитого ученого Д. Дарелла, создавшего все- мирно известный зоопарк на острове Джерси. Собирая животных, он изъездил весь мир. Каждый раз, естественно, возникал вопрос, как кормить животное во время транспортировки, да и потом в зоопарке. Если вы откроете его книги «Зоопарк в моем багаже», «Переполненный ковчег» и другие, то увидите, что приматов чаще всего выкармливали смесью фарша, яйца и банана. Для сторонников уринотерапии сообщу также, что Дарелл идентифицировал питье мочи друг друга у приматов как первый признак психического расстройства.
Посмотрим поближе на наших славянских предков (с монголами, скифами и прочими угрофинами и так все ясно — мясо ели). Вегетарианство на Руси никогда не было распространено, но и мясо ели в ограниченных количествах. Наши предки не охотились в периоды размножения зверя и птицы. Летом мясо тоже не ели — слишком быстро портится. Его ели преимущественно зимой. С принятием христианства появились дополнительные, религиозные ограничения (посты). Кстати, у мусульман пост тоже есть. Так что временное вегетарианство всегда имело место, а постоянное никогда.
Если почитать жития известных отшельников, умерщвлявших свою плоть, то и у них с вегетарианством плохо. Так, например, знаменитый Симеон-столпник питался исключительно сушеными акридами. То есть, сушеной саранчой, которую и сейчас продают на Востоке, как у нас семечки.
Так что народный опыт чистое вегетарианство не принимает. Подойдем к проблеме с точки зрения обмена веществ. Основные строительные компоненты всего живого, и нас в том числе, — белки, жиры и углеводы. Остановимся на белках. Не вдаваясь в «дебри» биохимии, скажу, что молекула белка напоминает нитку бус, состоящую из 20 раз — новидностёй бусинок, каждая из которых использована неоднократно и в разных комбинациях. Общая длина нитки колеблется от 50 до 1000 бусинок. Эти бусинки называются аминокислотами. Наш организм способен синтезироватьину из них, то есть 10 штук ( «заменимые» аминокислоты). Остальные аминокислоты называются «незаменимыми» и должны поступать с пищей. Так как в различных рекламах названия некоторых из них активно муссируются, считаю нужным их привести. Когда-то студентам медикам для облегчения их запоминания предлагалось: «Представьте, что вы получили шифрованную телеграмму — ФЛАГ ВЛИТ и подпись МТ». Телеграмма составлена из первых букв «имен» этих аминокислот: Фенилаланин, Лизин, Аргинин, Гистидин; Валин, Лейцин, Изолейцин, Треонин; Метионин, Триптофан. Из них Аргинин и Гистидин незаменимы именно в детском возрасте.
Однако не все белки содержат полный набор (20) разновидностей аминокислот. В науке нутрициологии (наука о питании) существует понятие о полноценности и неполноценности белков. Выделяют 3 критерия полноценности: 1: Белок должен содержать все незаменимые аминокислоты. 2. Они должны в нем быть в пропорциях, близких нашему организму. 3. Белок должен легко перевариваться. Если хоть один из критериев не соблюдается, то белок считается неполноценным.
Идеально полноценным для нас является белок человека, и мы его активно потребляем с маминым молоком. Существует статистика, показывающая, что чем дольше малыш потребляет мамино молоко, тем меньше вероятность развития у него многих заболеваний. Белки организмов других биологических видов для нас менее полноценны (коровье молоко не может заменить мамино).
Из всего многообразия пищевых белков наиболее полноценны для нас животные белки. Хотя и среди них есть неполноценные. Так, белок хрящей, костей и связок — коллаген (хозяйкам известный под именем желатина) не содержит тирозина и плохо переваривается.
Среди растительных белков полностью полноценных практически нет.
Более или менее полноценные белки обнаружены сейчас в листьях облепихи (не в ягодах!).
Ну, а так ли уж страшно, если каких-то аминокислот не будет хватать?
При недостатке в пище триптофана, отсутствующего в большинстве растений, разовьется пеллагра. Она начинается как симметричный
дерматит на освещаемых солнцем местах. В дальнейшем может проявиться диарея, а затем слабоумие. Это связано с тем, что из триптофана образуется некоторое количество витамина PP.
В принципе, возможно заменить один полноценный белок несколькими неполноценными. Для этого надо либо точно знать аминокислотный состав потребляемых белков (что нереально), либо иметь их бесконечное разнообразие. Последнее наблюдается в Индии и других тропических и субтропических странах. Там разнообразие растительных белков настолько велико, что чистое вегетарианство возможно. В средней же полосе и севернее набор овощей и фруктов невелик, и они не могут обеспечить нас всеми незаменимыми аминокислотами.
При недостатке лизина не разовьются зубы. Крайнее проявление недостаточности белкового питания болезнь квашиоркор, характерная для детей до 5 лет из слаборазвитых стран Африки и Азии, жители которых находятся на очень однообразном растительном рационе. Она начинается отеками, в результате которых ребенок обычно погибает.
Естественно, что любой дефицит незаменимых ли аминокислот, витаминов ли, микроэлементов и т.д., резче всего скажется на растущем организме. Поэтому я ни в коем случае не стал бы экспериментировать на детях.
В современной науке появилось понятие «фармакологические аминокислоты». Это те, из которых в организме не только строятся белки, но и образуются вещества с биологической активностью. Проблема настолько важна, что их синтез в растениях разных видов активно изучается. Так, например, недавно (2005 г.) в Китае было проведено исследование их синтеза в одном из видов березы. Среди «фармакологических аминокислот» многие относятся к незаменимым.
И все-таки вернемся к философии. Существуют религиозные течения, полностью отрицающие употребление в пищу «трупов». В такой семье вегетарианство неизбежно. В этом случае разумно прибегнуть к лактовегетарианству (как И. Левитан). То есть, кроме растений, использовать все молочные продукты. Хорошо бы еще яйца и рыбу, но не все вегетарианские течения это допускают. Необходимым условием такого вегетарианства является расширение спектра растительных продуктов. Это реально за счет дикорастущих съедобных растений. Размеры статьи не позволяют подробно останавливаться на них. Хочется только предупредить, что фраза, ставшая шаблонной: «Натуральный (естественный), значит полезный» — не более чем миф. Так, например, такое известное дикорастущее салатное растение, как крапива, является аккумулятором свинца (доказано учеными Белгородского университета). Собранная недалеко от шоссе или железной дороги, она становится ядом.
К сожалению, в области пищевого и фармакологического использования растений много шарлатанства. Советую ориентироваться на книги проф. В.Г Лифляндского, Н.Г Замятиной, В.Ф. Федорова.
agrinews.com.ua