• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Великий пост: стоит ли соблюдать
    Опубликовано: 2013-04-08 06:33:29

    Через некоторое время у православных начинается Великий пост, а с ним — мно­годневная непростая подготовка к самому великому для верующих празднику — Пасхе, светлому Воскресению Христову.

     

    Хочет кто-то  из нас или нет, но церковный календарь прочно во­шел в плотное «светское» расписание. События этого календаря не­пременно находят свое отражение в повседневной суете. Со стопро­центной вероятностью можно предположить, что средства массовой информации в этот день известят аудиторию об огромном значении наступающих семи недель строгого поста в жизни христиан.

     

    В популярных газетах появятся рубрики с рецептами постной кухни. Приличные заведения питания пред­ложат постное меню, а социологи, по сложившейся уже традиции, про­ведут опросы. Из опросов станет ясно, что не менее 60% россиян счи­тают себя православными. Навер­няка в этих опросах будет и вполне четкий вопрос: «Собираетесь ли вы поститься?». Многие из считающих себя православными ответят утвер­дительно, и лишь несколько процен­тов «шагающих не в ногу» спросят в ответ: «А зачем?».

     

    Действительно, а зачем? Ответ вряд ли интересен тем, кто соблю­дать пост точно не будет. Гораздо важнее он людям, которые, как ми­нимум, приняли для себя решение ограничить себя в еде.

     

    При этом мы, конечно, забы­ваем, что пост — это не только еда. Хотя забота о пропитании всегда была одной из главных забот чело­века. Так стоит ли добровольно на­кладывать на себя дополнительные ограничения?

    Многочисленные пищевые за­преты возникли еще на заре челове­чества. Официальная история долго утверждала, что они — своеобраз­ное проявление инстинкта самосо­хранения в условиях постоянной не­хватки качественной и калорийной пищи. Идеологи советского време­ни использовали эту мысль иначе: «Церковники специально пропагандировали пост для бедных». Чтобы, дескать, поэкономить на провизии. При этом как-то  терялось из вида, что в православной стране вплоть до XVIII века пост был в гораздо боль­шей степени испытанием для бога­тых, чем для бедных. В поморских деревнях, например, простолюди­ны даже Великим постом ели рыбу. Церковь не могла осуждать сей при­скорбный факт. Действительно, вы­бор пищи был небогат. А человек по-состоятельнее, способный заменить свой рацион со скоромного на пост­ный, все-таки придерживался «пост­ных» правил..

    Вообще история поста — это история парадоксов и заблуждений. Особенно, на­верное, в России, где общее число постных дней — без малого 200 в году.

    Кстати, еще об одном заблуж­дении, пришедшем к нам из атеи­стического прошлого. Во времена расширения России «прирастанием Сибири» православные миссионеры крестили народы Севера. Рацион этих народов практически исключал растительную пищу. И сегодня мож­но прочитать утверждения, что пост был своеобразным «голодомором» местных жителей. Но кто помнит, как великий миссионер, святитель Инно­кентий Московский изящно решил проблему поста для вновь обращен­ных в православие? Не отнимали у них привычный рацион и не меняли. Только время принятия пищи в эти дни было вечером. Своеобразный православный «рамадан».

    Сегодня очень популяр­ными стали «медицинские аспекты» поста. По раз­ным данным, у современно­го жителя России пища рас­тительного происхождения занимает всего около поло­вины рациона. Без содержа­щихся в ней веществ (сырой клетчатки) питание нель­зя считать полноценным. Именно с этим связаны «бо­лезни века» — атеросклероз, сахарный диабет, гиперто­ния, ишемическая болезнь сердца. Болееины на­селения имеет избыточную массу тела.

    Неудивительно, что современные диетологи делают определенный вывод: «Соблюдение многодневных постов позволяет огромному числу людей защитить себя от избыточно­го поступления в организм энергии с пищей, снизить массу тела и восста­новить здоровье без лекарств и осо­бых усилий».

    Совместить пост и лечение — та­ков сегодня побудительный мотив для многих принявших решение огра­ничить себя в животной пище. Пра­вильно ли это? Конечно же, пост — не диета и не лекарство. Кстати, дието­логи, бывает, обращаются к словам Святых Отцов, цитируя, например, святителя Василия Великого: «Бере­гитесь измерять пост простым воз­держанием от пищи. Те, которые воз­держиваются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются дьяволу, кото­рый хотя ничего не ест, однако не пе­рестает грешить».

    Что такое пост для православ­ного? Зачем христианин должен поститься? Как, в принци­пе, должно относиться к еде? Об этом размышляет известный бо­гослов и миссионер, настоятель храма апостола Фомы, священ­ник Даниил СЫСОЕВ.

    — Вся история человечества -это история пищевых запретов и ограничений. Что такое пост с православной точки зрения?

    — Если говорить об истории воз­никновения поста, то истоки его — еще в раю. С одной стороны, Бог дал заповедь о посте, когда повелел воздерживаться от одного дерева: «От всех деревьев в раю ешь, кро­ме одного: того, что дает плоды по­знания добра и зла. Когда будешь от него есть, ты умрешь». Сама суть поста — в послушании. Пост нужен, чтобы учиться послушанию и уметь тренировать свою волю. И трениро­вать ее в добре, а не во зле.

    Если говорить про пост как про некие ограничения в еде, то они воз­никают опять-таки в раю. При воз­никновении человека ему было сказано питаться исключительно растительной пищей. Если угодно, то именно во время поста христиа­не возвращаются на райскую дие­ту. Если бы не было грехопадения, то мы постоянно бы находились на этой райской диете.

    После того, как Адам вместе со своей женой пост нарушил, возник­ла необходимость обуздания приро­ды человека. Воля его стала нетре­нированной, расхлябанной. Именно поэтому потребовались некие огра­ничения с помощью «связывания» желудка. Потому что воля человече­ская оказалась подверженной трем похотям: похоти очей, похоти чре­ва и гордости житейской, или похо­ти плоти. Похоть плоти проявляет­ся через блуд, чревоугодие и другие грехи. Пост — это обуздание похоти плоти, это меры, которые требуют от человека собраться и подготовиться к встрече с духовным миром.

    — С каким именно духовным миром?

    — Вот это — принципиальный во­прос. Ответ на него в различных ре­лигиях разный. Традиции христианства предполагают при помощи поста встречу с самим Богом. Имен­но поэтому постились все великие праведники перед тем, как встре­титься с Создателем.

    Дважды по сорок дней ничего не ел и не пил Моисей. Первый раз — когда желал получить заповеди от Бога. Он укреплялся непосредствен­но Создателем, или, как говорят, пи­тался Святым Духом. Он ничего не ел и не пил в течение сорока дней и получил после этого Закон, на­писанный руками Бога. Второй раз его пост был актом покаяния. Мои­сей молился за грехи своего народа. И это был пост-очищение. Очище­ние, конечно же, духовное. Этот пост стал своеобразным предком наших христианских постов-покаяний. По­стясь, христиане не умоляют Все­вышнего о чем-то  житейском. По­стясь, они каются в своих грехах и, готовятся через очищение встре­титься с Создателем.

    Пост неоднократно использо­вался во время всенародных бед­ствий. Так, иудеи до сих пор соблю­дают пост, возникший как ответ на разрушение Иерусалимского храма и взятие самого города. Этот пост — знак скорби о страшном событии. В христианстве такой пост неукоснительно соблюдается каждую среду и пятницу: в среду Спаситель был пре­дан, а в пятницу распят.

    Само слово «пост» и озна­чает «стояние на страже». Человек стоит на охране сво­его сердца, не давая проник­нуть через эту духовную гра­ницу никакой скверне.

    В язычестве, которое возник­ло благодаря отступлению людей от Бога, посты тоже широко употре­блялись. Они были нужны для связи с существами, населяющими духов­ный мир. И здесь есть один очень важный момент, отличающий хри­стианский пост от любого другого. Отказ от еды, воздержание дела­ют тело более тонким, ослабляют те кожаные ризы, которые Создатель наложил на человека. Человек бо­лее легко может вступать в контакт с миром духов. Естественно, злых духов. Потому что боги язычников, согласно Священному Писанию, де­моны. Именно поэтому постились, например, друиды, накладывая на себя девятидневный пост ничего-неядения. Такой же пост они накла­дывали на того человека, которого приносили в жертву. Это был пост, необходимый для контакта со злы­ми духами.

    Кстати, в буддизме и некоторых других верованиях пост несет и еще одну нагрузку — непричинение вреда живому. Это особое состояние, свя­занное с определенными представ­лениями. Вкушение мяса, якобы, само по себе греховно. Но это ошиб­ка. В Книге Бытия Бог дал человеку право есть мясо животных. При со­блюдении важного условия: кровь убитого животного необходимо вы­ливать на землю.

    Воздержание от мяса животно­го не может рассматриваться в ре­лигиозном смысле как подвиг. В том отношении, что если не ешь мяса, значит, и не грешишь. Такое пред­ставление осуждено Церковью. В христианстве считается, что тот, кто не вкушает мясо животного, счи­тая его греховным, возносит хулу на Творца. Но здесь важно понимать, почему православные добровольно отказываются от мяса, вина, вкус­ного хлеба. Этот пост — подготовка к встрече с Богом.

    — В новые времена, после При­шествия Спасителя, история по­ста получила новое дыхание, новую сущность. Пост стал средством кон­троля за своим сердцем, знаком не только покаяния, но и прощения гре­хов. Покаяние было возможно лю­дям и раньше, а вот прощение дано искуплением Христа Спасителя.

    Пост для нас — воспоминание о величайших делах Бога. Скорбных, но великих делах — о Спасении, со­вершенном на Кресте. Поэтому са­мый древний пост, который устано­вил сам Христос — это пост среды и пятницы. Апостолы начали соблю­дать его во все среды и пятницы. Но пост значил для них не только пище­вое воздержание. Великий пост — это время разорвать узы обиды, на­кормить голодного, напоить жажду­щего, одеть нагого. Именно поэто­му христианский пост с древнейших времен в обязательном порядке предполагает милосердие.

    Святые Отцы говорят: «Ты возьми посчитай, сколь­ко денег тратишь вне поста, посчитай, сколько денег тра­тишь постом, а разницу раз­дай нищим».

    Не диета угодна Богу, а верность и послушание. Поэтому с самого на­чала были известны уважительные причины, по которым человек мог не соблюдать пост. Во-первых, это бо­лезнь. Но это не означает, что если у меня насморк, то я сразу могу биф­штекс съесть. Послабления преду­смотрены также для ных, кормящих женщин и детей. Посла­бляется, но не отменяется, пост для путешествующих: у них не всег­да есть возможность вкушать пост­ную пищу. Пост не соблюдают в ар­мии и тюрьме, потому что там люди не властны над своей пищей. Но и для них пост не исчезает совсем. В такие дни необходимо очищать уси­ленно свое сердце, творя больше милости и молитв.

    Как ограничивала Церковь пищу? Безусловно, в пост ограни­чено употребление мяса. В нашей христианской традиции исключены также употребление мяса птицы и молока. В особо строгие дни не до­пускается употребление рыбы, при усилении поста исключены и море­продукты. В отдельные дни запре­щено употребление растительного масла. Следующий уровень поста запрещал употре­бление вареной пищи, в отдель­ные дни разре­шается лишь вку­шение хлеба и воды. Еще бо­лее строгий пост предполагает ничегонеядение. Абсолютное воз­держание — это требование пер­вого дня Вели­кого Поста и пе­риода с Великой пятницы до Вели­кой субботы. Ко­нечно, нюансы с течением времени менялись, но об­щие нормы и требования остава­лись неизменными.

    — Если взять только формаль­ную сторону, то в какой религиоз­ной традиции наиболее суровы ограничения в еде?

    — В буддизме и индуизме, ко­нечно. Например, цель поста йо­гов — ослабить своё тело, чтобы таким образом разрушить свою лич­ность. Вообще цель религии инду­сов — стремление к вечной смерти. Удивительное, с точки зрения нор­мы, состояние, ение разума: вечная смерть — как некое благо.

    — В чем особенности рамада­на у мусульман?

    — Пророк Мухаммед решил ограничить для своих обращенных пост временем суток. Согласно Корану, рамадан — это период поста, когда человек не ест, не пьет, не вступает в половые отношения с утра до наступления темноты. В темное время суток люди получают возможность наесться. Но реально получается так, что в рамадан люди съедают больше, чем в обычное время.

    Почему пророком Мухамме­дом была предложена именно такая форма поста? Он считал невозмож­ным бороться со страстями чело­века. Согласно исламу, первород­ного греха нет. Следовательно, не с чем и бороться. Конечно, в рамада­не существуют некоторые принципы христианского соблюдения поста. В это время правоверные обязаны проявлять милосердие, помогать ближнему. Другое дело, что это ми­лосердие распространяется только на мусульман. Но такие черты поста, как покаяние, борьба с чревоугоди­ем, не присущи рамадану.

    — Запрет на употребление определенного вида пищи существует во всех религиях. Какие ограничения существуют в христианстве и в православии, в частности?

    — Категорически запрещено употреблять в пищу кровь. Запрет этот, под угрозой отлучения от причастия, распространяется и на гема­тоген. Поэтому, кстати, пристрастие украинцев к кровяной колбасе мож­но считать, мягко говоря, неодно­значным. Запрещено употреблять в пищу мясо удушенного животного, убитого без пролития крови. Право­славные не могут есть жертвенную мацу. Не имеют права есть мясо, ко­торое принесено в жертву в честь мусульманского праздника Курбан-Байрам.

    — Иначе говоря, когда тебе му­сульмане в свой праздник дарят кусок мяса…

    — … ты обязан отказаться. Одно дело — обычная совместная трапеза. Христиане могут есть пищу, которая соответствует нормам ислама. На­пример, халяльное мясо. То есть мясо животного, умерщвленного с проли­ванием крови. В этом случае, кста­ти, нормы православия, иудаизма и ислама совпадают. Но жертвенную пищу есть ни в коем случае нельзя.

    — Грех чревоугодия осуждает­ся во всех религиях?

    — Чревоугодие осуждается хри­стианами. Негативно воспринимает­ся в иудаизме. Чревоугодие как грех не рассматривается в исламе. Если брать языческие вероучения, то там, где сознательно разрушается тело, грех чревоугодия тоже не рассматри­вается.

     

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.