Через некоторое время у православных начинается Великий пост, а с ним — многодневная непростая подготовка к самому великому для верующих празднику — Пасхе, светлому Воскресению Христову.
Хочет
В популярных газетах появятся рубрики с рецептами постной кухни. Приличные заведения питания предложат постное меню, а социологи, по сложившейся уже традиции, проведут опросы. Из опросов станет ясно, что не менее 60% россиян считают себя православными. Наверняка в этих опросах будет и вполне четкий вопрос: «Собираетесь ли вы поститься?». Многие из считающих себя православными ответят утвердительно, и лишь несколько процентов «шагающих не в ногу» спросят в ответ: «А зачем?».
Действительно, а зачем? Ответ вряд ли интересен тем, кто соблюдать пост точно не будет. Гораздо важнее он людям, которые, как минимум, приняли для себя решение ограничить себя в еде.
При этом мы, конечно, забываем, что пост — это не только еда. Хотя забота о пропитании всегда была одной из главных забот человека. Так стоит ли добровольно накладывать на себя дополнительные ограничения?
Многочисленные пищевые запреты возникли еще на заре человечества. Официальная история долго утверждала, что они — своеобразное проявление инстинкта самосохранения в условиях постоянной нехватки качественной и калорийной пищи. Идеологи советского времени использовали эту мысль иначе: «Церковники специально пропагандировали пост для бедных». Чтобы, дескать, поэкономить на провизии. При этом
Вообще история поста — это история парадоксов и заблуждений. Особенно, наверное, в России, где общее число постных дней — без малого 200 в году.
Кстати, еще об одном заблуждении, пришедшем к нам из атеистического прошлого. Во времена расширения России «прирастанием Сибири» православные миссионеры крестили народы Севера. Рацион этих народов практически исключал растительную пищу. И сегодня можно прочитать утверждения, что пост был своеобразным «голодомором» местных жителей. Но кто помнит, как великий миссионер, святитель Иннокентий Московский изящно решил проблему поста для вновь обращенных в православие? Не отнимали у них привычный рацион и не меняли. Только время принятия пищи в эти дни было вечером. Своеобразный православный «рамадан».
Сегодня очень популярными стали «медицинские аспекты» поста. По разным данным, у современного жителя России пища растительного происхождения занимает всего около половины рациона. Без содержащихся в ней веществ (сырой клетчатки) питание нельзя считать полноценным. Именно с этим связаны «болезни века» — атеросклероз, сахарный диабет, гипертония, ишемическая болезнь сердца. Болееины населения имеет избыточную массу тела.
Неудивительно, что современные диетологи делают определенный вывод: «Соблюдение многодневных постов позволяет огромному числу людей защитить себя от избыточного поступления в организм энергии с пищей, снизить массу тела и восстановить здоровье без лекарств и особых усилий».
Совместить пост и лечение — таков сегодня побудительный мотив для многих принявших решение ограничить себя в животной пище. Правильно ли это? Конечно же, пост — не диета и не лекарство. Кстати, диетологи, бывает, обращаются к словам Святых Отцов, цитируя, например, святителя Василия Великого: «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются дьяволу, который хотя ничего не ест, однако не перестает грешить».
Что такое пост для православного? Зачем христианин должен поститься? Как, в принципе, должно относиться к еде? Об этом размышляет известный богослов и миссионер, настоятель храма апостола Фомы, священник Даниил СЫСОЕВ.
— Вся история человечества -это история пищевых запретов и ограничений. Что такое пост с православной точки зрения?
— Если говорить об истории возникновения поста, то истоки его — еще в раю. С одной стороны, Бог дал заповедь о посте, когда повелел воздерживаться от одного дерева: «От всех деревьев в раю ешь, кроме одного: того, что дает плоды познания добра и зла. Когда будешь от него есть, ты умрешь». Сама суть поста — в послушании. Пост нужен, чтобы учиться послушанию и уметь тренировать свою волю. И тренировать ее в добре, а не во зле.
Если говорить про пост как про некие ограничения в еде, то они возникают опять-таки в раю. При возникновении человека ему было сказано питаться исключительно растительной пищей. Если угодно, то именно во время поста христиане возвращаются на райскую диету. Если бы не было грехопадения, то мы постоянно бы находились на этой райской диете.
После того, как Адам вместе со своей женой пост нарушил, возникла необходимость обуздания природы человека. Воля его стала нетренированной, расхлябанной. Именно поэтому потребовались некие ограничения с помощью «связывания» желудка. Потому что воля человеческая оказалась подверженной трем похотям: похоти очей, похоти чрева и гордости житейской, или похоти плоти. Похоть плоти проявляется через блуд, чревоугодие и другие грехи. Пост — это обуздание похоти плоти, это меры, которые требуют от человека собраться и подготовиться к встрече с духовным миром.
— С каким именно духовным миром?
— Вот это — принципиальный вопрос. Ответ на него в различных религиях разный. Традиции христианства предполагают при помощи поста встречу с самим Богом. Именно поэтому постились все великие праведники перед тем, как встретиться с Создателем.
Дважды по сорок дней ничего не ел и не пил Моисей. Первый раз — когда желал получить заповеди от Бога. Он укреплялся непосредственно Создателем, или, как говорят, питался Святым Духом. Он ничего не ел и не пил в течение сорока дней и получил после этого Закон, написанный руками Бога. Второй раз его пост был актом покаяния. Моисей молился за грехи своего народа. И это был пост-очищение. Очищение, конечно же, духовное. Этот пост стал своеобразным предком наших христианских постов-покаяний. Постясь, христиане не умоляют Всевышнего о
Пост неоднократно использовался во время всенародных бедствий. Так, иудеи до сих пор соблюдают пост, возникший как ответ на разрушение Иерусалимского храма и взятие самого города. Этот пост — знак скорби о страшном событии. В христианстве такой пост неукоснительно соблюдается каждую среду и пятницу: в среду Спаситель был предан, а в пятницу распят.
Само слово «пост» и означает «стояние на страже». Человек стоит на охране своего сердца, не давая проникнуть через эту духовную границу никакой скверне.
В язычестве, которое возникло благодаря отступлению людей от Бога, посты тоже широко употреблялись. Они были нужны для связи с существами, населяющими духовный мир. И здесь есть один очень важный момент, отличающий христианский пост от любого другого. Отказ от еды, воздержание делают тело более тонким, ослабляют те кожаные ризы, которые Создатель наложил на человека. Человек более легко может вступать в контакт с миром духов. Естественно, злых духов. Потому что боги язычников, согласно Священному Писанию, демоны. Именно поэтому постились, например, друиды, накладывая на себя девятидневный пост ничего-неядения. Такой же пост они накладывали на того человека, которого приносили в жертву. Это был пост, необходимый для контакта со злыми духами.
Кстати, в буддизме и некоторых других верованиях пост несет и еще одну нагрузку — непричинение вреда живому. Это особое состояние, связанное с определенными представлениями. Вкушение мяса, якобы, само по себе греховно. Но это ошибка. В Книге Бытия Бог дал человеку право есть мясо животных. При соблюдении важного условия: кровь убитого животного необходимо выливать на землю.
Воздержание от мяса животного не может рассматриваться в религиозном смысле как подвиг. В том отношении, что если не ешь мяса, значит, и не грешишь. Такое представление осуждено Церковью. В христианстве считается, что тот, кто не вкушает мясо животного, считая его греховным, возносит хулу на Творца. Но здесь важно понимать, почему православные добровольно отказываются от мяса, вина, вкусного хлеба. Этот пост — подготовка к встрече с Богом.
— В новые времена, после Пришествия Спасителя, история поста получила новое дыхание, новую сущность. Пост стал средством контроля за своим сердцем, знаком не только покаяния, но и прощения грехов. Покаяние было возможно людям и раньше, а вот прощение дано искуплением Христа Спасителя.
Пост для нас — воспоминание о величайших делах Бога. Скорбных, но великих делах — о Спасении, совершенном на Кресте. Поэтому самый древний пост, который установил сам Христос — это пост среды и пятницы. Апостолы начали соблюдать его во все среды и пятницы. Но пост значил для них не только пищевое воздержание. Великий пост — это время разорвать узы обиды, накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого. Именно поэтому христианский пост с древнейших времен в обязательном порядке предполагает милосердие.
Святые Отцы говорят: «Ты возьми посчитай, сколько денег тратишь вне поста, посчитай, сколько денег тратишь постом, а разницу раздай нищим».
Не диета угодна Богу, а верность и послушание. Поэтому с самого начала были известны уважительные причины, по которым человек мог не соблюдать пост. Во-первых, это болезнь. Но это не означает, что если у меня насморк, то я сразу могу бифштекс съесть. Послабления предусмотрены также для ных, кормящих женщин и детей. Послабляется, но не отменяется, пост для путешествующих: у них не всегда есть возможность вкушать постную пищу. Пост не соблюдают в армии и тюрьме, потому что там люди не властны над своей пищей. Но и для них пост не исчезает совсем. В такие дни необходимо очищать усиленно свое сердце, творя больше милости и молитв.
Как ограничивала Церковь пищу? Безусловно, в пост ограничено употребление мяса. В нашей христианской традиции исключены также употребление мяса птицы и молока. В особо строгие дни не допускается употребление рыбы, при усилении поста исключены и морепродукты. В отдельные дни запрещено употребление растительного масла. Следующий уровень поста запрещал употребление вареной пищи, в отдельные дни разрешается лишь вкушение хлеба и воды. Еще более строгий пост предполагает ничегонеядение. Абсолютное воздержание — это требование первого дня Великого Поста и периода с Великой пятницы до Великой субботы. Конечно, нюансы с течением времени менялись, но общие нормы и требования оставались неизменными.
— Если взять только формальную сторону, то в какой религиозной традиции наиболее суровы ограничения в еде?
— В буддизме и индуизме, конечно. Например, цель поста йогов — ослабить своё тело, чтобы таким образом разрушить свою личность. Вообще цель религии индусов — стремление к вечной смерти. Удивительное, с точки зрения нормы, состояние, ение разума: вечная смерть — как некое благо.
— В чем особенности рамадана у мусульман?
— Пророк Мухаммед решил ограничить для своих обращенных пост временем суток. Согласно Корану, рамадан — это период поста, когда человек не ест, не пьет, не вступает в половые отношения с утра до наступления темноты. В темное время суток люди получают возможность наесться. Но реально получается так, что в рамадан люди съедают больше, чем в обычное время.
Почему пророком Мухаммедом была предложена именно такая форма поста? Он считал невозможным бороться со страстями человека. Согласно исламу, первородного греха нет. Следовательно, не с чем и бороться. Конечно, в рамадане существуют некоторые принципы христианского соблюдения поста. В это время правоверные обязаны проявлять милосердие, помогать ближнему. Другое дело, что это милосердие распространяется только на мусульман. Но такие черты поста, как покаяние, борьба с чревоугодием, не присущи рамадану.
— Запрет на употребление определенного вида пищи существует во всех религиях. Какие ограничения существуют в христианстве и в православии, в частности?
— Категорически запрещено употреблять в пищу кровь. Запрет этот, под угрозой отлучения от причастия, распространяется и на гематоген. Поэтому, кстати, пристрастие украинцев к кровяной колбасе можно считать, мягко говоря, неоднозначным. Запрещено употреблять в пищу мясо удушенного животного, убитого без пролития крови. Православные не могут есть жертвенную мацу. Не имеют права есть мясо, которое принесено в жертву в честь мусульманского праздника Курбан-Байрам.
— Иначе говоря, когда тебе мусульмане в свой праздник дарят кусок мяса…
— … ты обязан отказаться. Одно дело — обычная совместная трапеза. Христиане могут есть пищу, которая соответствует нормам ислама. Например, халяльное мясо. То есть мясо животного, умерщвленного с проливанием крови. В этом случае, кстати, нормы православия, иудаизма и ислама совпадают. Но жертвенную пищу есть ни в коем случае нельзя.
— Грех чревоугодия осуждается во всех религиях?
— Чревоугодие осуждается христианами. Негативно воспринимается в иудаизме. Чревоугодие как грех не рассматривается в исламе. Если брать языческие вероучения, то там, где сознательно разрушается тело, грех чревоугодия тоже не рассматривается.
agrinews.com.ua