Риторика украинского правительства показала еще раз, насколько Украина непоследовательна в своих интеграционных устремлениях по отношению и к ЕС, и к ЕЭП. Легкое дуновение с Запада — и меняется политика, вновь трясутся, как старые одеяла, старые лозунги и старые стратегии. Создается впечатление ситуации бездоья, которая проывается постоянно и крайне устраивает руководство страны, как говорится, и ни тем, и ни другим. Если по отношению к ЕЭП нам мешает Конституция, то по отношению к ЕС — неактивные действия Евросоюза. Так, периодически меняя в предложениях местами существительные, строится внешняя политика правительства. А по существу, Украина загнала себя в угол, прикрываясь словами патриотизма и целесообразности.
Посудите сами: делаются необдуманные всесторонние заявления, а потом они отвергаются. К примеру, 30 мая в Астане Президент Украины Виктор Ющенко заявляет, что в будущем страны, формирующие единое экономическое пространство (ЕЭП) — Украина, Казахстан, РФ и Беларусь, передадут часть своих функций наднациональным институтам (Интерфакс-Украина). По его словам, “рано или поздно, когда мы увидим эффективно работающий механизм экономических отношений в рамках ЕЭП, для того чтобы эти отношения и дальше развивались, на повестке дня встанет вопрос о делегировании части функций наднациональным институтам”. Правда, в то же время он подчеркнул, что “для нас очень важно, чтобы ЕЭП начало бы формироваться не с создания наднациональных институтов”. А уже 15 июня в интервью российской газете “Время новостей” министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк сказал: “Это высказывание было или ошибочно приписано президенту, или искажено”. Тарасюк настаивал на том, что “Виктор Ющенко неизменно подчеркивал, что Украина готова сотрудничать в рамках ЕЭП в той мере, в какой это не противоречит стратегическому курсу на ство в ЕС и ВТО”. “Президент и правительство никогда не отрицали возможности создания зоны свободной торговли в рамках ЕЭП. Наднациональный орган в том виде, в котором он заложен в соглашении о ЕЭП, неприемлем для нас, поскольку предполагает неравноправные отношения между ами организации”, — сказал министр.
Также 3 июня пресс-секретарь Президента Украины Ирина Геращенко отметила, что во время визита Ющенко в Казахстан “ни разу и никаким образом речь не шла о том, что Украина поддерживает создание наднационального органа”.
С другой стороны, в Киеве 24 июня на 21-м заседании Группы высокого уровня по формированию ЕЭП министр экономики Украины Сер Терехин заявил: “Украина не готова строить таможенный союз со странами — ами Единого экономического пространства. Украина политически решила, какую таможенную систему она выбирает — это таможенная система Евросоюза. Одновременно быть в двух таможенных системах невозможно”. Также министр отметил, что “конституция страны запрещает делегировать полномочия в наднациональные органы, которые предполагается создать при формировании Таможенного союза. Поэтому на первом этапе Украина говорит о создании зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, а потом — посмотрим”. Следует обратить внимание на фразу “а потом — посмотрим”, которая не говорит о явном категорическом отказе. Очевидно, такая неконкретная постановка вопроса вызвана указаниями интеграционных контов. Манящая зона свободной торговли с ЕС, которую вот-вот надеется получить официальный Киев, держит его в плену надежд и не дает проявить жесткую политику.
Со своей стороны вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков утверждает, что “позиция сторон, помимо Украины, заключается не в создании зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, а с цивилизованными изъятиями и ограничениями”. Украине в который раз указывается на то, что “если мы хотим создать зону свободной торговли без изъятий и ограничений в полном объеме, то должны будем подписать комплекс документов, которые, в частности, касаются единой контной политики регулирования”.
Тактика украинского руководства объясняется еще и тем, что, по словам заместителя госсекретаря Маркияна Лубкивского (GALANET), “Украина скептически относится к перспективе своего ства в Едином экономическом пространстве. У нас есть здоровый скепсис относительно будущего ЕЭП, поскольку мы не до конца уверены, что наша позиция, которая базируется на создании зоны свободной торговли, будет полностью принята. В то же время, Украина готова, в случае создания зоны свободной торговли, унифицировать таможенные тарифы, поскольку это не противоречит ее намерениям войти во Всемирную торговую организацию и Европейский союз”, — сказал он.
В свое время, будучи еще депутатом Верховной Рады Украины, Виктор Ющенко, выступая в парламенте, заявил, что “ЕЭП может стоить Украине судьбы, поскольку не отвечает курсу европейской интеграции и, по сути, является изменой национальным интересам Украины”. Теперь уже Президент Украины Виктор Ющенко утверждает, что ЕЭП для Украины “не проект против чего-то, а проект, где могут быть представлены национальные интересы Украины”. Более того, он подчеркнул 8 июня в Стамбуле: “Сегодня 20 % украинского экспорта ориентировано на рынки СНГ. Это довольно объемный рынок, о котором нельзя забывать”.
Нет ничего удивительного — будучи в оппозиции Юлия Тимошенко заявляла, что “ничего общего с демократией ЕЭП не имеет”. И призывала не разрушать Украину, вступая в ЕЭП. 20 апреля 2004 года с трибуны Верховной Рады Украины, призывая голосовать против ратификации ЕЭП, она говорила: “А тем гражданам Украины, кто ен сотрудничеством с Российской Федерацией, нужно отметить, что там уже не социализм и не коммунизм, а там правят свои кланы, которые сегодня и олицетворяют Россию. Так что, нам наших кланов мало? Мы пойдем сдаваться российским кланам под патронат? Поэтому ни в коем случае нельзя голосовать за ЕЭП”. Ныне же премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, в конце февраля, в ходе встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, подтвердила заинтересованность Украины в участии в ЕЭП, впрочем, как и президенту РФ Владимиру Путину. Да, все течет — все изменяется. И поэтому не конкретные ответы, типа время покажет, характерны для курса украинской внешней политики сегодня.
Что показал Минск
На 22-м заседании Группы высокого уровня по формированию ЕЭП, проходившего в Минске 29 июля, было подписано итоговый доклад для президентов “Союза четырех” — России, Беларуси, Украины и Казахстана. Документ содержит результаты переговоров по созданию нормативной базы ЕЭП, а также расхождения сторон по этому вопросу. Доклад одобрен, сделаны предложения по повестке дня саммита “глав четверки”. И это стало основным итогом работы Группы высокого уровня. Но есть ряд вопросов относительно формирования Единого экономического пространства, которые невозможно решить без глав государств, что состоится 26 августа в Казани, во время саммита глав государств СНГ. Первый заместитель министра иностранных дел Беларуси Василий Пугачев заявил: “Хотелось бы надеяться, что в Казани состоится обмен мнениями первых лиц по соглашениям, которые подготовлены экспертами”. По его словам, “предполагается, что в рамках пакета из 43 соглашений главы государств просмотрят пакет из 29 первоочередных соглашений по формированию ЕЭП”.
Коснувшись позиции Украины, которая не поддерживает создание таможенного союза и наднациональных регулирующих органов в рамках ЕЭП, Пугачев заявил, что “мы не можем давать оценку позиции Украины, это суверенное право каждого государства выбирать степень участия в международных организациях”. На заседании Украина вновь поднимала вопрос относительно создания зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, которая должна стать “крайней чертой” Украины, по выражению секретаря Совета национальной безопасности и обороны Петра Порошенко, в рамках ЕЭП. Заметим, что именно намерение ограничить участие в ЕЭП зоной свободной торговли приветствует Европейская комиссия. Первый советник представительства Еврокомиссии в Украине Стефан Сковманд одобрил, сказав что “Украина четко дала понять, что она не собирается вступать ни в таможенный, ни в монетарный союз с другими тремя странами ЕЭП — и мы приветствуем это”. Он отметил важность того, что Украина намерена ограничиться зоной свободной торговли в рамках ЕЭП, и не будет передавать никаких полномочий любым наднациональным органам. Стефан Сковманд подчеркнул, что для Украины абсолютно практично и абсолютно реально намерение установить зону свободной торговли с остальными тремя участниками ЕЭП. И тут же напомнил, что Украина, в соответствии с Планом действий Украина-ЕС, находится в процессе установления зоны свободной торговли с Европейским союзом, и она будет в чём-то намного большей, чем обычная зона свободной торговли. “Украина будет иметь статус, никак не сравнимый со статусом Казахстана, Беларуси и даже России. Украина будет иметь преференции”, — подчеркнул первый советник представительства Еврокомиссии в Украине. Воодушевленный заверениями первого советника представительства Еврокомиссии в Украине заместитель министра экономики Украины Андрей Березный в Минске продолжал настаивать, что ЕЭП нужно Киеву как полноценная зона свободной торговли без изъятий и ограничений. Ранее утверждалось, что для этого можно ограничиться меньшим числом обязательств. Поэтому из тех 93 соглашений, которые были сформированы, Украина работает на данном этапе по 40 соглашениям в рамках формирования Единого экономического пространства России с Беларусью, Казахстаном и Украиной. При этом, по его словам, украинская сторона готова подписать 15 из 29 первоочередных соглашений, и еще 25 из 93 соглашений общего пакета. Говоря о количестве соглашений, Березный отметил, что “важно вернуться к принципиальным подходам Украины, связанным с формированием в рамках ЕЭП в качестве первоочередного этапа — зоны свободной торговли без изъятий и ограничений”.
Таким образом, как считает ряд российских экспертов, отказ Украины от единых таможенных правил и введения наднациональных органов управления — это приговор всему ЕЭП, поскольку именно ради вовлечения Украины в постсоветскую интеграцию это пространство в свое время и затевалось в 2003 году с подачи Леонида Кучмы. Украина, которая еще и при Кучме никогда не скрывала, что ЕЭП ей нужен, главным образом, для создания зоны свободной торговли, которая открыла бы российский рынок для украинских товаров, продолжает оставаться верной принципу прежней власти. Украинские эксперты, в свою очередь, утверждают, что Таможенный союз, который отличается от зоны свободной торговли наличием единой внешней таможенной границы с едиными импортными пошлинами, помешает планам скорейшего вступления Украины в ВТО. Кроме того, на финишной полосе вступления в ВТО, Украина стремится раньше России стать ом Всемирной организации торговли, ибо в противном случае, по мнению украинских экспертов, Россия будет диктовать Украине свои условия в определенных отраслях экономики.
Пока что механизм гармонизации устремлений Украины еще не срабатывает
Бывший министр иностранных дел Украины Константин Грищенко считает, что “отказ от ЕЭП может иметь серьезные последствия, но так же, как и их предшественники, новые руководители не могут принимать решения, которые перечеркнут европейскую перспективу Украины. Нужно исходить из того, что существует широкое поле совпадения интересов Европы, Украины и России”. Он напомнил, что Россия ведет переговоры с ЕС о так называемых четырех пространствах свобод. “Украина, в сущности, хочет того же, с той лишь разницей, что заявляет о стремлении стать ом ЕС. А Евросоюз, прежде всего, хочет не столько принять новых ов, сколько расширить пространство общих ценностей и возможности активного взаимодействия со своими соседями”, — заметил Грищенко. — Именно поэтому важно, чтобы новая украинская власть нашла эту формулу гармонизации наших евроустремлений с построением через позитив отношений с Россией. При этом такая формула должна базироваться на суверенном праве Украины самостоятельно определять, что является главным для наших интересов сегодня и на перспективу. Пока что этот механизм еще явно не срабатывает”, — отметил бывший министр иностранных дел.
ELCOMART.NEWS
Анна Тихая
agrinews.com.ua