На сегодняшний день нет единого мнения о том, когда ребенок может начинать собирать пазлы, однако, на большинстве коробок с пазлами написано, что они рекомендованы для детей «от трех лет». Действительно, пазлы, состоящие из достаточно мелких деталей, ни в коем случае нельзя давать крохам, поскольку они могут случайно их проглотить. Но это совершенно не означает, что самым маленьким детишкам вредно или бесполезно ать в пазлы, пишет sunhome
В наше время развивающие занятия с ребенком начинаются практически с самого его рождения, а многие мамы, будучи ными, ходят на музыкальные концерты или изучают иностранные языки в надежде, что они привьют чувства языка или ритма своему малышу. Поэтому возрастное ограничение в применении каких-то ушек или развивающих пособий кажется весьма странным. Дети еют и их ушки усложняются вместе с ними, и основное правило при е с ребенком – это необходимость выбрать адекватный возрасту материал.
Пазлы – это отличная развивающая ушка, с одной стороны, а, с другой стороны, это отличный способ совместного семейного времяпрепровождения с вашим ребенком. Однако не стоит думать, что малыш будет самостоятельно собирать свой первый пазл. Это очень распространенное заблуждение! Во всех развивающих занятиях присутствие ых необходимо. Именно близкие ые могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и ушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать. При этом всегда нужно помнить, что а с пазлами будет различаться в каждом возрасте. Рассмотрим основные периоды с пазлами и их специфику.
Развивающие ы в возрасте от 1 до 12 месяцев.
В этот период ребенок исследует окружающую среду с помощью зрения, слуха, осязания, а также через эмоциональный контакт. Он может смотреть на то, как ый собирает головоломки и пазлы, изучать отдельные детали пазлов, а радость ых будет вдохновлять любопытство малышей, их желание ать с пазлами.
Развивающие ы в возрасте от 12 месяцев до 18 месяцев.
Дети могут уже самостоятельно собирать простейшие пазлы - разрезные картинки, состоящие из двух-трех частей. В процессе ы ребенок знакомится с изображением разных предметов, которые ему предстоит собрать. Благодаря манипуляциям с частями предметов ребенок осваивает основные пространственные характеристики положения частей пазлов относительно друг друга. Это способствует развитию пространственной ориентации и логическому мышлению.
Развивающие ы в возрасте от 18 месяцев до 36 месяцев.
В этом возрасте малышу можно предлагать как небольшие бумажные пазлы, так и доски-вкладыши. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, что значительно обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. В это время активно развивается тонкая моторика пальцев и рук.
Развивающие ы в возрасте от 4 лет до 8 лет.
Дети активно конструируют в е, самостоятельно создают какие-то фигуры или вещи, строят что-то по просьбе ых без наличного образца. Тем самым они познают внутреннюю логику и связи предметов, что способствует формированию и развитию образного мышления.
Развивающие ы в возрасте от 10 лет.
Через пазлы и головоломки дети учатся решать новые творческие задачи, алгоритм которых не задан заранее, а зачастую неизвестен.
Какими же должны быть самые первые пазлы? Первые пазлы должны быть максимально простыми: от двух до четырех крупных деталей. Желательно, чтобы эти детали жестко фиксировались при правильной сборке и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче, поскольку крепления у пазлов часто бывают. Материал пазла также имеет значение. Если это бумага или картон, то они должен быть достаточно толстыми и плотными. Бумажные пазлы лучше предварительно наклеить на толстый картон. Если материал сделан из дерева, то на боковых срезах не должно быть зазубрин.
Детали во всех случаях должны хорошо стыковаться, а рисунок должен быть ярким и крупным.
Как только ребенок научится собирать пазл из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты пазлов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов. С увеличением количества деталей можно постепенно усложнять и изображенный на пазлах рисунок. Если для самых маленьких детей подходят хорошо знакомые, яркие предметы, то для детей от трех лет можно уже предложить простые сюжеты, например, иллюстрация из знакомых мультфильмов или сказок, а деткам постарше - пазл с развивающим содержанием, например, изображение алфавита, классификация животных и растений, материков и их особенностей. С помощью таких , ваш ребенок будет получать необходимые знания в овой занимательной форме.
Пазл – это занимательная развивающая и обучающая а, которая требует усидчивости, аккуратности, терпения и внимательности. Собирая картину, ребенок познает связи между частью и целым, развивает логическое мышление и мелкую моторику рук. Чтобы собрать достаточно сложный пазл, нужно хорошо владеть пространственными характеристиками и воображением, способностью переворачивать картинку в уме, умением найти нужный фрагмент.
•Развитие мелкой моторики, координации движений. Поскольку пазл состоит из достаточно мелких деталей, необходимость соотносить части предметов, управляться с маленькими частями картинки развивает моторику пальцев и руку малыша, его движения становятся точными, а впоследствии и осмысленными. В будущем пространственная ориентация и тонкая точная координация рук и пальцев поможет малышу быстро научиться писать, избавит его от проблем с почерком и речью.
• Тренировка способности увидеть задачу с разных сторон, способность принимать комплексные сложные решения, развитие логического мышления. Для правильной сборки пазлов необходимо учитывать сразу несколько факторов: форму элемента, изображенный предмет, последовательность сборки отдельных частей и конечный результат работы. Всё это позволит ребенку в будущем выбирать заранее стратегию решения той или иной задачи.
• Развитие воображения, пространственного мышления, фантазии, внимания, памяти. Ребенку необходимо уметь образно представить то, что он должен собрать, а во время сборки пазла постоянно удерживать этот образ в памяти.
• Развитие способности самостоятельного принятия решений, самостоятельного поиска ответа без помощи ых. Полная свобода в выборе стратегии поведения при сборе картинок позволит ребенку поверить в свои силы, самостоятельность, что впоследствии поможет ему самостоятельно принимать решения в разных жизненных ситуациях.
Итак, использование пазлов в качестве развивающей ушки для ребенка можно практиковать с самых первых дней под пристальным вниманием родителей. Если родители смогут привить интерес у своего малыша к этой замечательной е, то впоследствии ребенок сможет не только добиться значительного прогресса в своём развитии, но и у всей семьи появится новая интересная а, которой всегда можно посвятить тихие совместные семейные вечера.
Екатерина Левикова, детский психолог, консультант семейного центра «Ого-Город», холдинга "Мир детства".
E-NEWS
agrinews.com.ua