Далеко не всем читателям памятно имя Жоржа Кювье, хотя оно и входит в школьную программу по биологии. Этот великий и незаслуженно подзабытый ученый открыл законы не менее важные, чем сформулированные Дарвином. Один из главных — закон «упражнения и не упражнения органов» — лег в основу сравнительной анатомии. Слегка вульгаризируя терминологию, суть этого закона можно выразить очень просто — «то, что не работает — умирает». Кювье рассматривал этот закон в эволюционном аспекте, оперируя веками и тысячелетиями. Сейчас ясно, что закон действует и на других отрезках времени, сопоставимых с продолжительностью жизни клетки и организма. Самый простой пример — расположение костных балок в пяточной кости. Закладываются они у всех одинаково, но затем их расположение будет зависеть от характера работы (стоячая или сидячая). Неработающие разрушатся, образуются новые.
Обратимся к медицине. По одному из ее определений (с моей точки зрения самому точному), «медицина — это биология больного организма». А так как «здоровье» понятие сугубо философское и идеальное, и абсолютно здоровых людей не бывает, то это определение касается всех нас. Как наука биологическая, медицина не может не подчиняться законам биологии. В том числе и законам Кювье.
Несмотря на весь свой консерватизм, практикующие врачи во многих случаях это уже поняли. Так, например, если в 50-е годы больного после инфаркта заставляли 21 день лежать на спине, то сейчас уже на 5 день разрешают вставать, мотивируя это тем, что сердце должно тренироваться (по Кювье — упражняться).
Поговорим о так называемой «заместительной» терапии. В нашем организме многие органы что-то производят и выделяют созданный продукт в окружающую среду (кровь, лимфу, кишечник и т.д.). Процесс регулируется по принципу отрицательной обратной связи. То есть, если в среде продукта много, то его производство прекращается. Причем абсолютно неважно — собственный это продукт или введенный извне. Если избыток продукта длителен по времени или систематичен, то его производство может вообще прекратиться. Неработающий орган теряет свою функцию.
Рассмотрим конкретные примеры. Печень производит спирт (30 спирт, ед. ежедневно). Допустим, что ная женщина ведет светский образ жизни и ежедневно потребляет ь на раутах, приемах и прочих фуршетах. Система производства собственного я 1 в организме носимого 1 ею ребенка не формируется. В последующем весьма вероятно, что он станет иком.
Мозг производит эндорфины. Это вещества с морфиноподобным действием. Они уменьшают чувство боли и создают состояние умиротворенности. Предположим, что морфин или вещества подобные ему по структуре по каким-либо причинам поступают извне. Собственный синтез может прекратиться раз и навсегда. Вот вам и морфинизм. Он может развиться и у мамы, и у плода.
У малыша потничка: Он беспокоится, плохо спит, не дает маме покоя. Опытная соседка советует: «Помажь „оксикортом“ и все пройдет». Действительно, проходит, но стероидные гормоны, входящие в «оксикорт», подавляют работу коры надпочечников малыша.
Женщина недавно родила и, боясь снова заеть, начинает по собственному усмотрению использовать гормональные тивы. Ее собственная, еще не пришедшая в норму ая система бунтует, и последствия, в виде нарушений обмена веществ, бывают очень тяжелыми.
В некоторых ситуациях (орган болен, не хватает строительного материала, орган не получает нужных сигналов и т.д.) продукта производится недостаточно, что приводит к какому-то заболеванию. Частенько в этих случаях врач вынужден назначать «заместительную» терапию, вводя нужный продукт. Но и врач, и пациент должны понимать, что подобное лечение не ликвидирует причину заболевания, более того, углубляет его, но зато облегчает течение недуга.
Классический пример — инсулинзависимый сахарный диабет. Умный эндокринолог всегда бьется до конца, стараясь не переводить больного на инсулин. К сожалению, он не всегда находит должную поддержку у пациента, который ленится держать строгую диету. А дальше начинаются законы биологии: дозы инсулина растут, а болезнь развивается.
Для того, чтобы разобраться в другом примере, надо посмотреть телевизионную рекламу «мезима». «Мезим для желудка незаменим!». Мезим — это комплекс ферментов поджелудочной железы, которые в желудок не попадают, а работают в двенадцатиперстной кишке. Вот первая глупость этой рекламы. А дальше Кювье. Чем чаще и больше вы будете принимать «мезим» или «фестал», тем хуже будет работать ваша поджелудочная железа. Так что, лучше не переедать, чем пить «мезим».
Другой разговор, что причиной некоторых разновидностей пищевой аллергии является недостаточность переваривания белков в кишечнике. В результате всасываются длинные фрагменты белковых молекул, не потерявшие аллергенности. В этих случаях врач вынужден применить ферментативные препараты. Но он обязательно сделает все возможное, чтобы не развилось привыкание. Он будет чередовать препараты, давать их короткими курсами, делать между ними 2-3 дневные перерывы.
С «заместительной» терапией мы разобрались. Попробуем рассмотреть «стимулирующую». Этот термин далеко не общепринят. Он используется лишь некоторыми специалистами. Мне он кажется очень точным.
Схема любого биологического процесса такова. Какой-то внешний по отношению к органу фактор ает роль сигнала, воспринимаемого специальным образованием (рецептором). Информация о сигнале передается в мозг, анализируется, и из мозга отправляется приказ к тому же или другому органу и совершается работа, уменьшающая силу сигнала. Важно, что чувствительность рецепторов к интенсивности сигнала может колебаться в существенных пределах. Вот в эту стройную систему мы иногда влезаем «в сапогах».
Разберем самый простой процесс — удаление непереваренных остатков из кишечника (дефекация). Каловые массы, сформировавшиеся в сигмовидной кишке, поступают в прямую кишку и начинают давить на стенки. В них есть баррорецепторы, то есть рецепторы, воспринимающие давление. Сигнал от них идет в мозг, а оттуда к специальным круговым мышцам (сфинктерам), запирающим прямую кишку. Они расслабляются, и дефекация происходит.
А теперь обычная житейская ситуация. Ясли или детсад. Детишек высаживают на горшок всех в одно время. В другое время на просьбу малыша: «Хочу а-а!» — ответ один: «Потерпи!». Тем же грешат и мамы. Постоянное сдерживание дефекации приводят к потере рецепторами чувствительности. Сигналы обычной силы они уже не воспринимают. Мозговой центр тоже теряет чувствительность, а у ребенка развивается хронический запор.
Другой вариант-запор по каким-то причинам возник. Стандартное решение — стимулировать дефекацию или клизмой, или слабительным. Разовые процедуры вреда не принесут. К сожалению, иногда они становятся систематическими. Особенно у мам, которые хотят похудеть. и начинают пить «чай для похудения» (комплекс слабительных и мочегонных трав) или начитались чего-либо про «очищение организма».
Единственное, к чему могут привести систематические клизмы, так это к полной потере рецепторами чувствительности. Пожизненные мучения гарантированы.
Слабительные препараты имеют 2 главных механизма действия. Они либо задерживают воду в верхних отделах толстой кишки, либо усиливают сокращения ее мышц. В первом случае, жидкие фекальные массы из верхних отделов просачиваются через плотные «залежи» в нижних (каловые камни). Никакого «очищения» не происходит. Причина запора не устраняется, а привычка к лекарству развивается. Во втором случае, кишечник очень быстро, становится «ленивым» и «без кнута» работать не хочет.
Так что, будет гораздо лучше, если вы приучите себя по утрам пить ежедневно по стакану теплой сырой воды. Примерно через месяц слово «запор» будет обозначать для вас только некое приспособление для закрывания двери. Сейчас в моду вошли иммуностимуляторы. Они действительно бывают очень нужны. Например, малыш относится к группе «часто болеющих» детей, а в яслях эпидемия. В тоже время, применение их по любому поводу чревато тем, что без ии иммунная система в нужный момент не включится. Она просто станет «ленивой». То есть у ребенка разовьется «синдром тепличности». Закаляйте ребенка, не кутайте его, делайте с ним гимнастику, гуляйте, возите за город, делайте водные процедуры. Обеспечьте его витаминами и не в БАД, а во фруктах. Тогда и иммуностимуляторы вряд ли понадобятся. Самый лучший иммуностимулятор — естественная внешняя среда. Вы что-нибудь слышали о повышенной детской смертности у цыган? Вот и я тоже нет. А уж в какой антисанитарии эти дети! Зато иммунная система у них всегда на взводе. Я не призываю вас к антисанитарии, но к купанию малыша в кипяченой воде надо относиться со здоровым скепсисом. Чистота нужна, несомненное а вот стерильность — только в крайних случаях.
agrinews.com.ua