Вряд ли найдется трудовой коллектив, в котором не было бы конфликтов. Стрессы слетаются на них, как воробьи на хлебные крошки. Конфликты отрицательно влияют не только на производительность труда и качество выпускаемой продукции, но и на здоровье конфликтующих, прежде всего, на их нервную и сердечно-сосудистую системы.
Вы, конечно, без труда ответите на вопрос: «Кто чаще попадает в западню конфликта — человек, склонный к компромиссам, или человек, не склонный к ним?» Компромисс, разумеется, можно заключить не со всеми и не всегда. Но надо, по крайней мере, стремиться к нему, особенно в сфере человеческих отношений.
Причиной конфликта нередко становится воспитание и жизненный опыт людей. Они у них, как правило, разные. Из-за разного воспитания и жизненного опыта люди одно и то же видят по-разному. Это похоже на двух сидящих за столом друг против друга участников эксперимента, один из которых, написав на бумаге цифру «6», спрашивает другого, какую цифру он видит, а тот отвечает, что видит цифру «9». Чтобы предотвратить конфликт поступите так, как поступили участники эксперимента, — поменяйтесь местами.
Не допустить конфликт часто помогает обезоруживающая улыбка или добрая шутка. Можно привести немало примеров, когда они не позволяли разгореться пожару конфликта. Не скупитесь на них.
Для профилактики конфликта периодически айте в психологическую у, во время которой в течение нескольких дней, скажем, в течение недели на любую неприятность реагируйте улыбкой или шуткой. Предположим, в переполненном автобусе кто-то наступит на вашу «любимую» мозоль. Если вы в ответ улыбнетесь или пошутите, пожар конфликта не разгорится. Учтите, что во время ы вам придется сдерживать раздражение и подавлять гнев. Но зато у вас постепенно сформируется привычка, позволяющая избегать конфликты.
Кстати, боссы японских фирм охотно пользуются такой формой платной услуги: берут «напрокат» кошечек, птичек и аквариумных рыбок. Они убедились, что присутствие кого-либо из них в офисе фирмы предупреждает конфликты. В Японии подобные пункты проката не испытывают нужду в желающих приобрести их постояльцев, хотя цены на них довольно высоки.
Если рядом с вами возникнет конфликт, мысленно произнесите фразы: «Люди, которые конфликтуют друг с другом, грубы и невоспитанны. Я не такой, как они. Я никогда не буду вести себя так, как они». Эти фразы воздвигнут между вами и конфликтующими психологический барьер, поднимут вас в собственных глазах, не позволят вам участвовать в конфликте.
Чтобы не дать вовлечь себя в конфликт, представьте, что перед вами не сослуживцы, конфликтующие в помещении, где вы работаете, а клоуны, выступающие на арене цирка. Ведь не захотите же вы, чтобы над вами смеялись, как над клоунами.
Как сохранить душевное равновесие во время конфликта? Представьте, что вы находитесь не в помещении, где работаете, а в зрительном зале кинотеатра и смотрите кинофильм, герои которого конфликтуют между собой. Тогда вы будете смотреть на конфликтующих сослуживцев так, как вы обычно смотрите на конфликтующих героев кинофильма, — отстраненно. Если конфликт через некоторое время не прекратится, мысленно выйдите из зрительного зала.
Если уйти из помещения, где происходит конфликт, нельзя, мысленно воздвигните вокруг себя прозрачный купол. После этого вы, конечно, будете видеть конфликтующих сослуживцев, слышать их крики и ругань, но они уже не будут раздражать вас.
Конфликт нередко начинается со спора. Спорить старайтесь, не повышая голоса. Помните, что в споре побеждает не тот, кто кричит, а тот, кто приводит убедительные доводы. Чтобы во время спора не начать кричать и ругаться, представьте, что человек, с которым вы спорите, это вы. Тогда спор будет проходить без крика и ругани. Не будете же вы кричать на самого себя или ругать самого себя.
Если вы не правы, признайтесь в этом тому, с кем конфликтуете. Тогда вы не только погасите пожар конфликта, но и сбережете значительную часть своих нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.
agrinews.com.ua